Агрессия как социальное научение

01 октября 2022 г. в 21:23

Агрессия — взрыв от сдерживания ее или результат научения, когда дети (люди) видят интересные образцы? — Скорее второе.

Автор исследования — «Agression: A Social Learning Analysis». Englewood Cliffts, 1973. — Альберт Бандура.

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии («Adolescent Aggression», N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).

Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

Согласно теории социального научения, процессы, на которые возлагается ответственность за агрессию, идентичны процессам, имеющим отношение к освоению, реализации и поддержанию большинства видов открытого поведения.

Учитывая наличие у человека нейрофизиологических функциональных возможностей приобретать и сохранять агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое приобретение происходит на основе непосредственного опыта или викарного научения.

Открыто агрессивные действия, совершаемые индивидуумом в контексте проб и ошибок или под руководством и с поощрения окружающих, в случае их подкрепления увеличивают вероятность того, что произойдет научение или приобретение агрессии данным индивидуумом. А. Бандура рассматривает подкрепляемые действия как особенно значимое событие в научении агрессии через непосредственный опыт, будь то детская возня, подростковые стычки или военные действия взрослых.

Однако наиболее важную роль в приобретении агрессии играют викарное научение. Подробнее см.

Читайте статьи на тему: «Чем обусловлено агрессивное поведение: физиологией или окружением?»

Как физиология влияет на человеческую агрессию. См.

Важность научения в контексте агрессии. См.

  • Агрессия

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2000 г.
Агрессия и агрессивность
Агрессия — эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение.
01 окт. 2022 г.
Исследование с куклой Бо-Бо (А. Бандура)
Двадцать четыре дошкольника были определены в каждое из трех условий. Одна экспериментальная группа наблюдала агрессивные модели поведения взрослых, другая наблюдала сдержанные неагрессивные модели, а испытуемые из контрольной группы вообще не наблюдали модели поведения.
01 окт. 2022 г.
Как физиология влияет на человеческую агрессию (ВВП)
Нейроанатомические, нейрофизиологические, эндокринные и другие физиологические нарушения влияют на вероятность проявления агрессивного поведения. 
01 окт. 2022 г.
Контроль агрессии, контролирование агрессивности
Контроль агрессии, контролирование агрессивности - отслеживание агрессии (агрессивности) и при необходимости коррекция процесса. Агрессия может сдерживаться как с помощью силы, так и с помощью психологических средств влияния↑.
01 окт. 2022 г.
Модели агрессивности
;;
01 окт. 2022 г.
Обучение на моделях, викарное научение
И детям, и взрослым естественно копировать то поведение, которое они видят у других людей.
01 окт. 2022 г.
Побуждение к агрессии
01 окт. 2022 г.
Важность научения в контексте агрессии (ВВП)
Роль факторов наследственности и научения в человеческой агрессии не может быть описана в терминах «или–или». Практически каждый психолог, исследовавший эту проблему, осознает, что присутствуют оба фактора и что различия в точках зрения подразумевают акцент на одном из них. 
01 окт. 2022 г.
Викарное научение
Научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления.