Обучение на моделях, викарное научение

01 октября 2022 г. в 21:39

И детям, и взрослым естественно копировать то поведение, которое они видят у других людей, и поведение людей из окружения младенца, подростка, взрослого человека часто выступает моделью для подражания и копирования. Дети любят повторять все за взрослыми, они это делают легко и с удовольствием, и когда вы орете, как на базаре, они копируют ваш базар.

Обучение на моделях, или викарное научение — естественный процесс, свойственный всем людям, социальная форма подражания. Люди выучивают то, что они видят, а обусловливание лишь влияет на повторяемость того, что ранее выучивается в процессе обучения на моделях.

Человек (да и животные) вполне в состоянии делать для себя выводы из наблюдения за тем, какие последствия приобретает поведение других. Косвенное, наблюдаемое подкрепление имеет последствия такие же, как и подкрепление собственного поведения.

При этом само наблюдение за тем, как другой человек получает подкрепление (или наказание), также существенным образом может влиять на воспроизводимость образцов поведения (Это открытие А. Бандуры и его вклад в подход Б. Скиннера).

Фильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»
Фильм «Военно-полевой роман»

Первоначально человек копирует поведение родителей и близких людей, затем — одноклассников и учителей, любимых и нелюбимых телевизионных героев, начальства и политиков, супругов и героев телесериалов. Таким образом родители и учителя передают способы поведения детям, те, в свою очередь, служат объектом моделирования для одноклассников, воплощают усвоенные модели в фильмах и телепередачах, фиксируют накопленный опыт в книгах и учебниках. Механизмы подражания и копирования в социальной среде с одной стороны поддерживают ее постоянство и экономят время, которое бы было потрачено на научение методом проб и ошибок, с другой — способствуют изменению среды за счет появления новых «модных», часто встречающихся форм поведения.

Механизмы обучения на моделях не имеют встроенных этических ограничителей. Копируется любое воспринятое, доступное и привлекательное поведение. Болезненное, агрессивное или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и здоровое, просоциальное и альтруистичное.

В одном из ранних экспериментов А. Бандуры обученный актер в присутствии детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

В другом эксперименте дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Обученный актер играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Огромную роль в механизмах обучения на моделях в человеческом обществе играют средства массовой информации — телевидение, радио, интернет и шоу-бизнесс. Механизмы копирования широко используются в рекламных и коммерческих целях, реже — в терапевтических и образовательных. К сожалению, коммерческая реклама финансируется значительно лучше социальной. Свобода в масс-медиа часто приводит к тому, что с экрана подаются агрессивные и асоциальные модели поведения в огромных количествах.

Когда общество или хотя бы родители задумываются о том, что видят наши дети и чему они на этом могут научиться, обучение на моделях трансформируется в обучение на образцах и воспитание на лучших примерах.

  • Обучение на моделях

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Агрессия как социальное научение"
01 окт. 2022 г.
Агрессия - взрыв от сдерживания ее или результат научения, когда дети (люди) видят интересные образцы?
0Подробнее →
Картинка к "Альберт Бандура"
01 окт. 2022 г.
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.
Картинка к "Исследование с куклой Бо-Бо (А. Бандура)"
01 окт. 2022 г.
Двадцать четыре дошкольника были определены в каждое из трех условий. Одна экспериментальная группа наблюдала агрессивные модели поведения взрослых, другая наблюдала сдержанные неагрессивные модели, а испытуемые из контрольной группы вообще не наблюдали модели поведения.
Картинка к "Косвенное подкрепление"
01 окт. 2022 г.
Для того, чтобы новое поведение было скопировано, обычно не требуется никаких дополнительных усилий. Так или иначе, наблюдаемое поведение откладывается в памяти и создает некоторый внутренний шаблон, который затем воспроизводится.
Картинка к "Обучение и воспитание на примерах и образцах"
02 сент. 2015 г.
Родители воспитывают детей в первую очередь своим примером. Да? - Не совсем так. Правда в том, что поведение родителей действительно является важным образцом, который, как правило, копируется детьми, однако дети наблюдают поведение не только родителей, но и всех, кто их окружает, плюс в телевизоре или через компьютер дети видят образцы нередко гораздо более яркие. Жизнь была бы слишком легкий, если бы дело воспитания сводилось бы только к тому, чтобы родители сами вели себя достойно... К сожалению, все сложнее, и сдержанное поведение родителей далеко не всегда заразительно так, чем дикие крики и яркие кривые лица в мультиках. ;;
Картинка к "Обучение на ошибках"
01 окт. 2022 г.
Обучение на чужих ошибках во многом аналогично обучению на образцах, только ошибки выступают в роли подсказки "как не надо".
Картинка к "Теория социального научения Альберта Бандуры"
01 окт. 2022 г.
Теория предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.