Метод проб и ошибок

31 декабря 2005 г. в 21:00

Метод проб и ошибок в научении

Метод проб и ошибок в научении по другому называется инструментальное научение, operant conditioning. Это простейшая форма оперантного обусловливания. В оперантном поведении подкрепляется спонтанное поведение, а спонтанность бывает как творческая, так и случайная. В инструментальном научении подкрепляется именно случайное поведение, не ища в нем какого-либо творческого разума и поиска. Достаточно, что это поведение нужное нам или находящееся на пути к нужному нам.

Кошка сидит в ящике, что делать не знает, дергается туда или сюда. Когда (чаще всего случайно) она тянула за шнур, ее награждали. Рано или поздно она научалась тянуть за шнур...

Подкрепление производится в простейшей форме, методом наград и наказаний, и научение происходит за счет примитивных форм нервной деятельности, без включения разума. См.

Метод проб и ошибок - медленное научение. Когда жизнь требовала, что научение было быстрым, практически мгновенным, у животных вырабатывался механизм якорения, формировались фобии. См.

Метод проб и ошибок в обучении

Метод проб и ошибок в обучении состоит в том, что учитель предлагает ученику задачу, которая имеет одно решение. Ученик многократно пробует то одно решение, то другое, до тех пор, пока решение не будет найдено.

От инсайта отличается тем, что проб может быть очень много, а учитель может давать те или иные наводящие подсказки.

С дрессировкой схож тем, что есть конечная цель, нужная учителю. Отличие в том, что в этом случае ученик сам достигает ее, подходя к задаче с разных сторон, и есть вероятность, что найденное решение будет отличаться от того, которое задумал учитель: например будет более оригинальное.

Как метод обучения, метод проб и ошибок выше дрессировки и ниже инсайта. Логично использовать метод проб и ошибок, когда базовые навыки уже получены.

  • Научение
  • Обучение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Фобии — врожденный защитный механизм (ВВП)
Эмоциональное переживание страха может быть очень сильным. Почему же страх существует? Причину нужно искать в том, что страх выполняет биологически важную функцию. Опасение перед лицом серьезной угрозы мобилизует наши ресурсы на защиту, и, таким образом, страх превращается в поведенческую систему, охраняющую от опасностей окружающей среды. Для многих животных одна из наиболее серьезных угроз — стать пищей для представителей другого вида.
31 дек. 2005 г.
Инструментальное научение
Простейшая форма оперантного обусловливания. В оперантном поведении подкрепляется спонтанное поведение, а спонтанность бывает как творческая, так и случайная. 
01 янв. 2002 г.
Научение
Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные. Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение. Научение - одно из основных понятий этологии.
01 янв. 2006 г.
Обучение
Основные пункты эффективного обучения, это доступный образец, поддержка и требовательность. 
01 окт. 2022 г.
Путем проб и ошибок (Щетинин М.П.)
«Помнишь, настоящее взаимопонимание ты встретил только тогда, когда, взяв мастерок, встал рядом с рабочими, когда они поверили, что ты не командовать пришел, а вместе с ними дело делать. Ты обратил внимание на то, как по-разному отнеслись к идее школы-комплекса рабочие и учителя? Для первых она стала их собственной, а для вторых оказалась чужой, продиктованной «сверху».