Дрессировка
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Дрессировка — целенаправленное приучение к определенной форме поведения путем положительного либо отрицательного подкрепления без обращения к разуму того, у кого это поведение вырабатывается.
В более грубых вариантах дрессировки вместо метода положительного или отрицательного подкрепления используется метод наград и наказаний, что не так экологично и менее эффективно. О разнице между этими методами см.→
Позитивная дрессировка учит «как надо», в ней преобладают или единственно используются поощрения, а отрицательным подкреплением считается отсутствие награды. Негативная дрессировка построена в основном на отрицательном воздействии и объясняет «как не надо». См.→
Дрессировка — это сильный, эффективный инструмент, и оценка дрессировки сложна так же, как оценка топора — инструмента, с помощью которого одни мужчины рубят лес, а другие разбойничают↑.
Люди, склонные к эмоциональным ярлыкам, нередко называют «дрессировкой» те целенаправленные и настойчивые методы воздействия, которые им не нравятся. Еще более любопытно то, что те же самые люди избегают называть свои действия «дрессировкой» тогда, когда сами по факту используют метод дрессировки в отношении других людей.
Если бабушка простой настойчивостью и похвалой приучает совсем маленького ребенка пользоваться горшком (либо, постарше, мыть руки перед едой), обычно это называют просто процессом воспитания, а не дрессировкой.
Верно, что она воспитывает, но неверно, что в этот момент она не дрессирует свою любимую малышку. Дрессировка как привитие практических навыков общественно приемлемого поведения — один из элементов воспитания.
Выводить дрессировку из воспитания так же неверно, как сводить воспитание к дрессировке. Воспитание — гораздо более широкое понятие, оно использует кроме дрессировки и многие другие формы влияния: объяснение, вовлечение, внушение, заражение…
Когда люди действуют неосознанно, они делают многое из того, что не замечают. Это более чем справедливо в отношении дрессировки: многие владельцы собак, дрессируя своих питомцев, не замечают ситуаций, когда неосознанно подкрепляют их нежелательное поведение, после чего жалуются «Что поделаешь, такая она у нас глупенькая уродилась!» Аналогично, большинство родителей не замечают, как они подкрепляют то или иное поведение своих детей. Печально не то, что они занимаются дрессировкой, сами того не замечая; печально то, что они занимаются дрессировкой неквалифицированно, получая не те результаты, к которым стремятся.
Если быть внимательным, то легко увидеть, что дрессировка используется очень широко: в воспитании сотрудников, в воспитании детей и формировании авторитета родителей, в перевоспитании трудных детей и подростков↑. Если быть еще более внимательными и начать видеть, как дети с первых месяцев своей жизни успешно дрессируют собственных родителей, то нельзя не признать, что дрессировка пронизывает всю нашу жизнь.
Где же разумные границы дрессировки? Когда ее использовать целесообразно, когда нет?
Дрессировку чаще используют там, где отсутствует возможность обращения к разуму человека: например, в приучении к порядку маленьких детей, у которых высшие психические функции еще недостаточно развиты, либо в отношении более взрослых людей с чертами инфантилизма, которые разум включать не любят. Там, где можно обратиться к разуму человека, глупо использовать дрессировку. Но там, где разум у человека не работает или мешает, дрессировка может оказаться полезной↑.
Технологии эффективной дрессировки
Дрессировка — высокое искусство, обучение которому начинается со знания простых Правил. См.→