Что подкрепляем — то и получаем. Неосознанное подкрепление в воспитании детей
Авторы: психологи Н.И. Козлов, Людмила Бухтеева
Мама с сыночком гуляет во дворе на детской площадке, где играет много других детей. Во время беготни малыша случайно сбивает с ног ребенок постарше. Столкнувшиеся дети поднимаются на ноги и готовы разбежаться, чтобы продолжить свою игру дальше, но тут подбегает мама первого малыша и начинает громко и красноречиво охать, бросая сердитые взгляды на другого ребенка. Что происходит дальше? Ребенок этой женщины начинает плакать (мама испугалась, значит и мне страшно и больно). Второй ребенок озирается (ищет поддержку) и, увидев свою маму, тоже начинает плакать.
Что усваивают дети? Первое: сталкиваться и падать — это действительно страшно, раз мама так испугалась. Второе: хочешь, чтобы тебя не ругали, а обнимали, гладили и целовали — начинай плакать!
А что будет, если в одном случае вы испугаетесь за ребенка и будете ему сочувствовать, а в другом — разозлитесь на его трусость и беспомощность? Чаще всего такой ребенок растет неуверенным и трусливым. Он таким растет, но делаете его таким — вы!
Опытные родители ведут себя по-другому. Сами они испуг показывать не будут, а если свой страх показывает ребенок, на это внимание не обращают. Всё хорошо, играем дальше! Они не поддерживают привычку ребенка бояться, они приучают ребенка к уверенному и смелому поведению.
Давайте разберемся в терминах. В статьях о воспитании и обучении детей очень часто встречается понятие «подкрепление». Что это? Подкрепление — это действие или условный сигнал, сопровождающий какое-либо действие ребенка и дающий ему информацию о целесообразности его поступка (состояния). Например, ребенок во время похода с мамой в магазин закапризничал и, получив от нее пакетик с конфетами, съел их (вкусно!) — положительное подкрепление (отлично! буду и впредь так поступать = капризничать, когда захочу конфет). Ребенок потрогал горячий утюг, оставленный случайно мамой, — ой-ой (больше ни за какие коврижки не подойду!) — отрицательное подкрепление.
Что мы подкрепляем — то мы и получаем. Плохо то, что чаще всего мы невнимательны, а наши дети этим активно пользуются.
Вот малышка. Ходить она уже научилась, но гораздо больше ей нравятся, когда ее носят на руках. Как же попасть на руки взрослых? Она подходит к взрослому члену семьи и тянет за одежду. Как на это реагируют взрослые? Берут ее на руки (положительное подкрепление). Два — три повтора, и малышка поняла: если надо забраться на руки к взрослому, надо просто потянуть за его одежду...
А вот первоклассник, его оставили дома из-за насморка. Когда об этом узнала бабушка, она тут же приехала, много сочувствовала бедному ребенку и, конечно, разрешила ему смотреть мультики. И, вы знаете, вскоре обнаружилось, что у ребенка очень слабое здоровье, он стал болеть все чаще и чаще...
Не воспитывайте из своего ребенка ипохондрика. Все действительно необходимое по уходу за ним — делайте, но не делайте ему никаких поблажек. Домашние занятия по школьным предметам делать может? Может. Вот пусть и делает, и все по порядку.
Встал, оделся, заправил кровать — сделал уроки, разделся, лег в кровать.
Каждые два часа — полоскать горло. Встал, оделся, прополоскал горло — разделся, лег в кровать.
А вот телевизор — очень опасен для неокрепшей психики ребенка.
Никаких мультиков!
Никаких телевизоров!
И ваши дети будут здоровы.
Что подкрепляем — то и получаем.
Комментарии (4):
Так и будут всю жизнь искать радости в болезни...