Чему мы учим наших детей, когда их не замечаем?

01 января 2011 г. в 11:12

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Веселая компания приехала в пансионат. До чего здесь хорошо! Небо голубое, дымящийся шашлык, можно всем вместе сидеть хоть весь день, хоть за полночь: отдыхаем!

В веселой компании невесело только одному: годовалому ребенку. Мама занята, ей очень хочется поболтать с подругами и пофлиртовать с друзьями, и когда малыш к ней подбегает, ей не до него. Она когда-то ему улыбнется, когда-то не глядя погладит по голове, а когда-то просто скажет «Отстань!». Посмеяться над ребенком весело, позаниматься с ним — скучно.

Утро, компания завтракает, ребенку дали игрушки, чтобы он не мешал взрослым общаться. Мама изредка вспоминает про ребенка и говорит ему что-то случайное, например: «Покажи букву А» — и тут же отворачивается: её отвлекает её друг. Ребенок смотрит на маму, но мама отвернулась, и он занялся другими игрушками. Он не сделал то, о чем попросила его мама.

Когда-нибудь, спустя годы, мама задумается: а почему мой ребенок меня не слушается? Интересно, вспомнит ли она эту ситуацию, где она по сути приучала своего ребенка не слушать её, игнорировать мамины просьбы и требования?

Вот к ребенку повернулся один из друзей: протянул букву. Ребенок потянулся ручками, чтобы взять, но друг вместо того, чтобы букву дать ему в руки, положил ее на голову ребёнку: буква упала. Все засмеялись, ребенок внимательно посмотрел на маму: это смешно? Ага, мама смеется. Ребенок засмеялся тоже и тут же эту букву кинул уже в маму.

С веселым криком: «Только не кидай!» мама увернулась. Этих слов ребенок ещё не знает, но интонации слышит, они веселые и задорные. Значит, это всем весело, и следующую букву он кидает уже в бокал на столе… Бокал не разбился, а мама рассердилась: «А ну прекрати быстро!»

Шизофрения? Дядя баловался — всем нравилось. Он кидал — всем нравилось. А теперь за то же самое мама ругается. За что? Ребенок заплакал, мама теперь ругает его за плач: «Что за беда с тобой! Все смеются — один ты все время плачешь!» Мама злится, потому что ребенок отрывает её от гулянки и друзей…

Ребенок сквозь плач смотрит на маму и, похоже, учит её недовольные интонации. Интересно, каким человеком он вырастет. И, в принципе, вырастет ли он Человеком?

Неосознанное подкрепление в воспитании детей

Мама с сыночком гуляет во дворе на детской площадке, где играет много других детей. Во время беготни малыша случайно сбивает с ног ребенок постарше. Столкнувшиеся дети поднимаются на ноги и готовы разбежаться, чтобы продолжить свою игру дальше, но тут подбегает мама первого малыша и начинает громко и красноречиво охать и осматривать своего сыночка, бросая сердитые взгляды на другого ребенка. Что происходит дальше? Ребенок этой женщины начинает плакать (Мама испугалась, значит и мне страшно и больно). Второй ребенок озирается (ищет поддержку) и, увидев свою маму, тоже начинает плакать.

Что усваивают дети? Первое: Скорее всего, произошло что-то действительно страшное, раз мама так испугалась. Второе: Хочешь, чтобы тебя лишний раз приласкали — как можно сильнее изобрази испуг и начинай плакать! Далее см.→

  • +
  • Неосознанное подкрепление в воспитании детей
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (4):

Гость, 11 августа 2014 г. в 10:12
Спасибо!!!
Гость, 09 декабря 2014 г. в 22:01
Смысл написанного - вещи очевидные. А соль в том, что мама не человек, она не может хотеть уделить время себе, а не ребенку, подругам, а не ребенку. Она обязана всегда быть начеку и каждую секунду реагировать на каждый чих ребенка. Так и до депрессии и невроза недалеко. Особенно насмешило "вырастет ли он Человеком?" Конечно не вырастит, если каждую секунду не уделять ему внимание, забыв о себе. Но тогда я перестану быть человеком. Выбор каждый делает сам.
1 ответ
Н.И. Козлов, 09 декабря 2014 г. в 22:26
Не думаю, что нужно так драматизировать. Есть мамы, которые и к себе невнимательны, и к ребенку. А есть другие, которые научились быть внимательными и к ребенку, и к себе. И хорошо, что их немало, по крайней мере в моем окружении. Еще раз: это не так сложно, как может показаться!
1 ответ
Гость, 02 июля 2017 г. в 23:05

Спасибо, приятно найти единомышленника в этом важном вопросе! Дети - не трава, сами не должны расти, за это и ответственны родители.

Материалы по теме:

01 янв. 2013 г.
Авторитет родителей
Авторитет родителей — внутренне признаваемая детьми власть и влияние родителей. 
01 янв. 2006 г.
Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание
Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? 
01 янв. 2011 г.
Что подкрепляем — то и получаем. Неосознанное подкрепление в воспитании детей
Почему ребенок ведет себя, порой, несусветным образом и приносит массу разочарований?
01 окт. 2022 г.
Трудный ребенок
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
01 окт. 2022 г.
Воспитание родителят (Л. Каганов)
Часто приходится слышать: «У меня такие плохие родители! Они совершенно невоспитанны, они не умеют себя вести, они дерзят, не считаются ни с чьим мнением, совершают нелепые и вызывающие поступки, делают все назло и постоянно огорчают меня своим поведением».