Обучение
Обучение — передача опыта, освоение новых форм поведения, новых знаний, умений и навыков.
Нас учили читать и писать, мы сами учились прыгать, плавать и танцевать.
В процессе обучения приобретаются простые или сложные формы поведения, от печатания на машинке до ответственности, творчества и любви.
Как передача опыта, обучение может происходить как в стихийной, так и специально организованной форме, быть разовым или длительным, обязательным или по желанию. См.→
Основные пункты эффективного обучения, это доступный образец, поддержка и требовательность. Например, ваш ребенок пошел в первый класс, ему нужно учиться писать буквы. То есть вначале — палочки и крючочки. Для вас это элементарно, а для него — трудная работа. Как добиться результата? Вы готовы оказать любую помощь, но работать должен — он. А не вы. Вы готовы показывать, рассказывать. объяснять, тренировать, как угодно упрощать работы, но все необходимое он должен в результате сделать сам.
К примеру, вы говорите: «Тебе нужно нарисовать эти палочки. Смотри, как я их рисую по образцу — тебе нужно нарисовать так же. Я буду тебе помогать, но рисовать будешь ты». Он работает, трудится. Через 15 минут можно сделать перерыв, похвалить и одновременно откомментировать: «Как ты думаешь, скоро ты справишься? Вон дети играть пошли.. Нужно ли тебе в чем-то помочь? Я готов сам вместе с тобой палочки рисовать, давай вместе учиться; я ж тебя люблю, я знаю, что дело непростое, но учиться-то надо».
То есть — за успехи хвалишь, а работу требуешь. Все, то должен делать родитель как педагог, это показать доступный образец, далее хвалить и требовать результата. Если мама сильно занята на работе и с ребенком сама сидеть так не может, пусть педагога наймет. Но обучать ребенка трудиться — необходимо.
Есть определенные условия, без которых обучение не будет эффективным:
- четко определенные цели учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений (т. е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнений);
- понимание правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности;
- ясное представление техники выполнения действий и их конечного результата, т. е. наличии образа, которого следует достичь
- постоянный самоконтроль качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом;
- своевременное обнаружение отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий;
- правильная самооценка успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.
Анализ и связи понятия Обучение
Обучение тесно перепелетается с научением, нуждается в управлении и является частью воспитания. См.→
Пассивное обучение
Пассивное обучение (в противоположность активному — это то, которое происходит не зависимо от воли субъекта, без прямого участия посторонних лиц — то есть само по себе.
К пассивному научению относят: привыкание, сенситизацию.
Пассивным обучением обычно приобритаются облигатным навыкам, а посредством активного — факультативным.