Обучение через погружение
Синоним: Концентрированное обучение
В истории педагогики и, в частности, военной педагогики, неоднократно был отмечен эффект, что переход от отдельных уроков к более длительным занятиям, ведет к формированию соответствующих доминант по А.А. Ухтомскому.
Например, в основе занятий в школе М.П. Щетинина лежит эффект «погружения»: учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное «погружение» в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: тихие — громкие, образные — логические и т. д.
В реальном опыте в школе-комплексе у М.П. Щетинина это выглядело так. При традиционной организации обучения в один день учащиеся класса занимаются по 5-6 предметам: по математике, география, литературе и т.д. В течение всей недели количество учебных предметов, например, в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией. При первом погружении (сентябрь) учащиеся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это - погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю др. учебный предмет, например, язык. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье, погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащиеся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.
При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у учащихся действенных мотивов учения: интереса к предмету, образования доминанты, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т.п. Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся».
Согласно исследованиям А.А. Остапенко, существуют различные модели «погружения»:
1. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия.
2. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами:
- погружение в предмет или однопредметное «погружение»;
- двухпредметная система «погружения»;
- тематическое «погружение» или «погружение» в образ;
- эвристическое (метапредметное) «погружение»;
- погружение в сравнение или межпредметное «погружение»;
- погружение в культуру – см.: Школа диалога культур
- погружение как компонент коллективного способа обучения;
- выездное «погружение»;
- цикловая, или «конвейерная», система преподавания.
Остапенко А.А, Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998 г.