Виды, формы и методы обучения
Как передача опыта, обучение может происходить как в стихийной, так и специально организованной форме, быть разовым или длительным, обязательным или по желанию.
Два основных способа обучения, это обучение через авторитет и обучение через опыт.
Если мне доверяют и я авторитет — я просто рассказываю, как можно и правильно, и сотрудник (или ребенок) это повторяет и делает. Если авторитет когда-то недостаточен, а обучить нужно, учитель (воспитатель) может устроить обучение на опыте: чтобы ученик или попробовал сам, обучился на своих ошибках, или понаблюдал чужой опыт, поучился на чужих ошибках.
Методическая проработка
По степени методической проработки можно выделить:
- Обучение в стиле «Либо пан, либо пропал». По этой методике обучать плавать принято так: кидаем ученика в омут, если выплывает сам, то молодец — научился. Если не выплыл и утонул — значит не справился. Пример из восточных единоборств: хочешь учиться? Отлично! Вот тебе самые разные спарринг-патнёры — иди и спаррингуйся с ними. Уцелеешь — молодец, будешь хорошим бойцом. А если останешься инвалидом, то тебе не повезло и на этом твоё обучение закончено.
- Пошаговое обучение: поэтапное освоение знаний и последовательное отработка навыков (шаг за шагом). Одна из самых разработанных здесь форм — программированное обучение.
- Обучение через погружение: интенсивное освоение через обильную практику с минимально-необходимыми разъяснениями.
Какой опыт используется
Обучение может происходить на основе собственного опыта (Обучение на основе собственного опыта, в частности Обучение на ошибках), часть — на основе чужого опыта.
Кто обучает
Обучают нас — или мы обучаем себя сами.
Формы обучения
- Положительное подкрепление — это обращение внимания на красоту и чистоту после мытья. Как положительное подкрепление можно использовать и рекламу, если сказать «Какая ты после душа красавица — прямо как девушка из рекламы шампуня».
- Объяснение, что мыть голову и чистить зубки — это хорошо и правильно. Даже по телевизору показывают в рекламе.
- Превращение самой процедуры мытья в интересный процесс.
- Показывать ребенку пример. Умываться с ним вместе и самим следить за чистотой постоянно.
- Использовать мультфильмы, сказки, фильмы.
- Не только разнообразить умывание веселыми аксессуарами, а еще и превратить процесс в игру. Можно с игрушками, можно в сюжетную (например, «в Русалочку», или «в Морской порт»).
- Подкрепить гигиенические процедуры улыбкой, хорошим настроением и поцелуями.