Гипнопедия

01 октября 2022 г., 21:29

​​​​​​​Гипнопедия (от греч. hypnos - сон + paideia - обучение, воспитание) - обучение во время естественного сна. Термин «гипнопедия» не относится к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотического или постгипнотического внушения.

История возникновения

Сон (естественный и искусственный) как средство для приобретения знаний использовался еще в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии и др.). Первая попытка практического применения гипнопедии в новейшее время была сделана Д. А. Финнеем (США, 1923). В СССР такая попытка была предпринята А. С. Свядощем в 1936 г. Интерес к гипнопедии и стремление дать ей теоретическое обоснование возобновились в 50-х - начале 60-х гг. XX в. В зарубежной гипнопедии заметно влияние психоаналитических концепций. Отечественные ученые объясняют возможность гипнопедии на основе павловского учения о наличии так называемых сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедическим путем, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от количества сеансов и объема программы за один сеанс обучения, от интонационных характеристик речи.

Многие теоретические и практические проблемы гипнопедии (работоспособность, утомляемость после длительного применения гипнопедии, изменение функционального состояния нервной системы в результате систематического использования гипнопедии и т. д.) недостаточно ясны. Очевидно, что гипнопедия не может заменить естественный педагогический процесс; она может быть полезной для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные слова, телеграфная азбука, формулы и т. п.).

  • Образование
  • Обучение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Ложные воспоминания в глубинной психотерапии"
23 нояб. 2020 г.
Многие направления глубинной терапии базируются на том, что, вспомнив забытую травму, вы избавитесь от своего симптома.
3Подробнее →
Картинка к "Гипноз"
01 окт. 2022 г.
Гипноз (классический гипноз) - измененное состояние сознания (состояние ни сна, ни бодрствования), в котором человек находится практически под полной властью гипнотизера (того, кто это состояние вызвал).
Картинка к "Обучение"
01 янв. 2006 г.
Основные пункты эффективного обучения, это доступный образец, поддержка и требовательность. Например, ваш ребенок пошел в первый класс, ему нужно учиться писать буквы. То есть вначале - палочки и крючочки. Для вас это элементарно, а для него - трудная работа. Как добиться результата? Вы готовы оказать любую помощь, но работать должен - он. А не вы. Вы готовы показывать, рассказывать. объяснять, тренировать, как угодно упрощать работы, но все необходимое он должен в результате сделать сам.
Картинка к "Память и сон"
01 окт. 2022 г.
Архивация запомненных событий происходит в основном ночью. Поэтому информацию, которую нужно запомнить лучше учить с вечера и повторять утром (это планов кстати тоже касается. Написал план вечером, утром подредактировал, днем пару раз бросил взгляд - и глядишь, ничего не забыл). И спать, поэтому, нужно ночью - это раз (активность головного мозга так устроена, что днем он совершенно не настроен что-либо запоминать) и два - спать нужно достаточно - минимум 8 часов (хотя сейчас есть гипотеза, что не 8 - а 9 часов - необходимый минимум).
Картинка к "Сон"
01 окт. 2022 г.
Сон - отключение основного объема сознания, понижение реакции на окружающее, отдых и погружение в мир сновидений.
Картинка к "Воспитание"
01 окт. 2022 г.
Часто пишут, что воспитание - это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Думается, что воспитание как целенаправленная деятельность - это не все воспитание, а только одна из его разновидностей, и даже не самая характерная его разновидность. Все родители так или иначе воспитывают своих детей, при том что к целенаправленной деятельности за пределами работы способны не многие из взрослых. Они воспитывают своих детей, но не целенаправлено, а случайно и хаотично.