Как приучить детей умываться, или Мойдодыр отдыхает

01 января 2008 г. в 06:23

Авторы: Максим Селинский и Елена Бородина

... Когда-нибудь любой из нас, волшебным образом превратившись в папу или маму (если не превратился уже), столкнется с необходимостью приучить свое чадо к элементарным правилам гигиены. И столкнувшись с этой необходимостью, тут же обнаружит, что вышеупомянутое чадо не испытывает никакого энтузиазма в деле мытья рук, чистки зубов и тому подобных мероприятий. И что делать?

Мытье головы

Все дети хотят быть взрослыми. Купите детский шампунь и дайте возможность ребёнку самому мыть голову (конечно немного ему помогая). Когда ребёнок делает сам, он бояться не будет.

Еще можно сказать ребенку так - ГОЛОВУ МЫТЬ НЕ БУДЕМ! ТОЛЬКО ВОЛОСИКИ! И приводить в пример всех детей знакомых, которые " ПЛАЧУТ", а наш - молодец, такой мужественный и умница... Делать из волосиков мыльных рожки, кучки и смеяться в зеркало. Шампунь должен быть "без слез". Первый раз вдвоем или втроем намыливать голову его шампунем и делать себе "прически" вместе с ребенком...

Купите ему очки подводные, может ему в них интересней купаться будет, заодно и нырять научиться... в качестве бонуса - чистая голова!

Нужно обязательно обращать внимание на то, какие чистые, блестящие, и вообще во всех отношениях великолепные волосы стали после мытья головы (ноги после купания, руки после мытья э-э-э... рук).

Многие опытные мамы утверждают, что хорошо сначала искупать любимую куклу ребенка, помыть ей голову шампунем, или постирать ее платье. А затем уже искупать и хозяйку куклы - показать ей пример.

Еще один хороший метод - с младенчества водить ребенка в бассейн. Там и купание и мытье головы и расчесывание будет восприниматься ребенком, как норма.

Как и с любыми другими необходимыми действиями - ребенок должен захотеть это делать. Ну и, наконец, постарайтесь, чтобы ежедневный уход за собой не превращался для ребенка в некое рутинное и скучное мероприятие. Порадуйте ребенка забавным полотенцем, зубной щеткой, пахучим мыльцем и шампунем, губкой интересной формы.

Чистить зубы

Есть специальные насадки на зубную пасту. Достаточно прикрутить вместо обычного колпачка на детскую зубную пасту эту насадку и необходимая гигиеническая процедура станет увлекательной игрой. Теперь в ванной комнате у ребенка появится новый друг и дети будут чистить зубы утром, вечером, а может быть даже и днем

Не простой вопрос - телевизионная реклама и ее использование в деле воспитания детей. Дети обычно знают рекламу наизусть, она их привлекает своей яркостью. Часть родителей старается убрать телевизионную рекламу из жизни детей вовсе: "Не промывайте мозги моим детям, не приучайте их покупать то, что им не нужно!" и "Откуда нам знать, что завтра девочка не побежит удалять ребра, чтобы соответствовать образу Барби из рекламы?", другая часть родителей относится к ней терпимо. Если ваши дети рекламу смотрят, постарайтесь сделать ее полезной: акцентируйте внимание ребенка на то, что там люди красивые и ухоженные, они любят мыться и причесываться, следят за собой: "Мальчик моет голову, видишь, какие у него красивые волосы? Он не боится мыла". "Смотри, какие у девочки белые зубы. Посмотри, она их чистит. А ты будешь зубки чистить?"продолжение

Подсказки вам в помощь

Чтобы ребенок понял и запомнил, что за собой ухаживать необходимо, вам может помочь игра "Распорядок дня". Играется она просто: заранее приготовьте картинки с символическими пунктами распорядка дня ребенка. Их можно нарисовать самостоятельно, а можно вырезать из журналов. Например: солнышко – пора вставать; тарелка с кашей – завтрак; зубная щетка и паста – умывание; велосипед – прогулка; кровать и месяц в окошке – пора спать. Сначала разложите картинки в правильном порядке. Просмотрите их вместе с малышом, четко проговаривая последовательность действий. Затем перемешайте картинки и предложите ребенку разложить их в правильном порядке. Затем опять перемешайте картинки, спрятав одну из них. Пусть малыш определит, какое необходимое действие пропущено.

Эта игра поможет ребенку усвоить распорядок дня и запомнить, что некоторые события его жизни (завтрак, умывание, чистка зубов и т.д.) должны происходить обязательно и каждый день.

Другой действенный способ - сочините малышу сказку или расскажите вот эту...

В стране Ротик жил да был зуб Замарашка. Этот зуб чистили очень редко. Как-то раз встретился он со своим братиком Чистюлей. Чистюля очень удивился: "А почему ты такой желтый, с пятнами и плохо пахнешь?" Замарашка ответил: "Не знаю…" А сам призадумался. Потом ему встретился Язык. "Почему ты такой шершавый? – спросил Язык у Замарашки. "Не знаю, – совсем расстроился грязный зубик и расплакался. Плакал он и думал о том, как ему противно ходить грязному, как он любит купаться и плескаться, и как ему нравится, когда его спинку чешет-намыливает подружка Зубная щеточка. И так распереживался Замарашка, что зашатался от горя и собрался уйти из страны Ротик, но тут прибежала Зубная щеточка с ароматной и мягкой зубной пастой и помыла его. Замарашка весь засиял от радости и остался жить в своем уютном Ротике!

Что касается метода "Подавайте ребенку пример", то это, пожалуй, самый действенный способ научить ребенка каждый день и с радостью бежать в ванную умываться и чистить зубы! И никто не отменяет, конечно же, обычного послушания. Если мама сказала мыться, значит мыться!! А то на забавные полотенчики и на уговаривания много времени будет уходить. Это бывает лишнее.

  • Приучение ребенка к хорошим привычкам
  • Успешное приучение
  • Обучение, тренинги

Комментарии (2):

Гость, 23 октября 2012 г. в 18:55
Добрый вечер, Максим и читатели. Я с радостью отметила простоту донесения важной информации, а так же то, что в тексте нет упоминаний о негативном подкреплении. Я тоже считаю, что оно не нужно. Особенно в этом случае.
Александра, 27 октября 2015 г. в 15:55
Можно подогреть интерес ребенка к инструменту чистки зубов - щетке. Вот вы знали, что она признана самым нужным для человечества изобретением?

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Как приучать ребенка к зарядке
Вопрос: "Если родители делают зарядку каждый день, то ребенок тоже начнет ее делать?" Ответ: К сожалению, это не очевидно. Если бы в воспитании были хоть какие-то правила, которые работали бы на 100%, тогда понимаете, вы бы здесь не сидели, и я бы выбрала другую профессию. Все было бы как три копейки. Но шансов гораздо больше у детей и по своим знаю, что они бывают даже закосят или не поддаются. Но если вы вспомните себя в этом возрасте: им все легко. Они могут встать утром с постели и достать носом пола, да или ухом. И им не понятно, зачем нужно делать разминки перед спортивными упражнениями и прочее, прочее. И когда им говорят три раза наклон, в пионерском лагере кажется, что взрослые фигней страдают, чего ручками водить. Это уже после пятидесяти понимаешь, что, оказывается, наклониться не так просто как было в пятнадцать лет. Но они тем не менее все равно подстраиваются.
31 дек. 2006 г.
Правила приучения
Правила приучения основываются на знании условий формирования привычки. Не важно, приучаете вы себя или кого-то другого, не важно, вы приучаете к дисциплине или улыбаться, основные правила успешного приучения следующие: образец или четкая инструкция, смысл или неотвратимость, легкое начало, позитивный фон, экологичная система подкреплений, методичность.
01 янв. 2005 г.
Приучение к разумному общению
Общение с некоторыми людьми сопровождается обидами, возмущениями, истериками и другими эмоциональными выплесками. Если так ведет себя близкий для вас человек, и общение между вами неизбежно хотя бы потому, что вы этого хотите, у вас три возможности сделать общение между вами более разумным: задать формат, обсудить происходящее, приучать к стилю и привычке разумного общения.
01 янв. 2013 г.
Приучение ребенка к утренней улыбке
80 процентов детей вполне реально воспитать, приучить, чтобы первой реакций, как только ребенок проснулся, была улыбка. Дети отзывчивы на вашу улыбку, на ваши игры с ним, на вашу радость - запускайте это сразу и будьте методичны: каждое утро начинается именно с этого: "Где наша улыбка?"
01 окт. 2022 г.
Воспитание — это в первую очередь приучение
Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, и иногда это самый простой и вполне эффективный метод. Ребенок что-то не знает - вы ему объяснили. Он что-то не умеет - вы его научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение - направили его в нужную сторону. Не знает, насколько что-то увлекательно - вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное - остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному - отучили. Делает как следует - его поддержали и постепенно к этому приучили. Все это - прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.