Воспитание — это в первую очередь приучение
Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, и иногда это самый простой и вполне эффективный метод.
Ребенок что-то не знает — вы ему объяснили. Он что-то не умеет — вы его научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение — направили его в нужную сторону. Не знает, насколько что-то увлекательно — вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное — остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному — отучили. Делает как следует — его поддержали и постепенно к этому приучили. Все это — прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.
Воспитание — в это в первую очередь приучение, а приучение чаще всего происходит через повторение с позитивным подреплением. Но за кем будет повторять ребенок, что будет повторять ребенок, на кого будет в большей степени реагировать наш ребенок?
Как правило, в воспитании используются следующие тактики: нужное объяснить, к чему-то приохотить через игру, желание и интерес, полезному научить, к хорошему приучить, от плохого отучить. Смотри Тактики воспитания и Правила семьи
Нужное от ребенка получить, от ненужного отвлечь, недопустимое прекратить — это не про воспитание, а про управление ребенком. Недопустимое прекратить — это не метод воспитания, а способ решения ситуативных задач. Если же одни и те же ситуативные задачи приходится решать часто, типово, это уже скорее будет относиться к воспитанию, поскольку поведение меняется уже системно.
В рамках выбранной тактики используются различные методы воспитания. Награды и наказания, положительное и отрицательное подкрепление, внушение, дрессировка, проживание через собственный опыт ребенка. Смотри Неправильное и Правильное воспитание