Приучить, приучение
Приучить, привить — сформировать поведенческую привычку. Приучение — формирование поведенческой привычки.
Психологическим механизмом формирования привычки является оперантное обусловливание.
Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, и иногда это самый простой и вполне эффективный метод. Воспитание как технология — это в первую очередь метод приучения, а формирование полезных привычек — важнейшая задача в воспитании детей.
Детям (возможно) не нужно делать зарядку, но им следует делать зарядку каждое утро, чтобы эта привычка родилась.
Условием эффективного воспитания через приучение является воспитуемость ребенка: его управляемость, его способность поддаваться воспитанию.
Правила приучения
Приучение чаще всего происходит через повторение с позитивным подкреплением. Чтобы приучать к чему-либо более эффективно, полезно знать следующие правила: образец или четкая инструкция, смысл или неотвратимость, легкое начало, позитивный фон, экологичная система подкреплений, методичность. См.→
Уместность приучения
С нормальными людьми и воспитанными детьми естественнее всего договариваться. Если договориться не удается, практически единственным средством эффективного влияния остается приучение.
Направленность приучения
Приучение чаще всего происходит через повторение с позитивным подреплением. Но за кем будет повторять ребенок, что будет повторять ребенок, на кого будет в большей степени реагировать наш ребенок? См.: Приучение к разумному общению