Наказание

01 января 2010 г., 06:25

​​​​​​​​​​​​​​Наказание - намеренная неприятность, назначаемая как плата за совершенный проступок. Намеренность здесь - важная характеристика. Если мы говорим: "Ребенок наказывает родителей своим плачем", мы подразумеваем, что ребенок плачет намеренно, с целью повлиять на родителей.

Наказание - не то же самое, что отрицательное подкрепление. Отрицательное подкрепление следует сразу за нежелательным поведением, наказание может быть отсроченным.

Наказание в воспитании детей

Фильм "Ольга Журавлева, Эхо Москвы. За что и как мы наказываем своих близких?"

​​​​​​​​​​​​​​Чаще всего говорят о наказаниях в контекста отношения "родители - дети": родители наказывают детей, дети в ответ наказывают родителей...

К сожалению, обычные наказания в руках обычных родителей - крайне малоэффективны и чаще контрпродуктивны. Ты ему: "Вот я тебя накажу!" - а он не боится, ты ему: "Ты наказан. В угол!" - а он смеется и из угла убегает... Далее орать, шлепать? Обычные последствия таких шаблонных наказаний - испорченное у всех настроение, нарушение контакта, а результат - никакой. Наказание по жизни чаще не эффективная воспитательная мера, а шаблонная, малообдуманная агрессия или месть, расплата за содеянное, позволяющая как бы обоснованно одному выплеснуть свое недовольство на другого. Не знаете, как наказать - улыбнитесь и остановите себя. Так будет лучше!


С просторов Интернета: "Я не знаю, что показывают по российскому ТВ, а у нас тут крутят Nanny 911: американская программа, про американские семьи, а няни - британки, у всех опыт от 15 до 25 лет, а "главная няня", которая сама на вызовы не ездит, но типа руководит, была няней в британской королевской семье. Родители посылают запросы в Nanny central, короткий видеоролик о ужасах своей семьи: обычно 2 и более (до 7) детей, часто двойняшки (как-то была семья с 3 парами двойняшек (8, 4 и 2 года), другой раз 1 девочка 10 лет и четверняшки по 4 года, то 5 пацанов от 9 лет и младше, ну и все в таком роде). Хотя няня вызывается "для детей", в процессе работы обычно выясняется, что прежде всего, проблема в родителях: в их разногласиях между собой (что дети чувствуют) и как результат, в непоследовательности их политики с детьми. Когда няня вводит режим (поддерживать к-рый для родителей оказывается бОльшей проблемой, чем для детей), разводит детей и родителей по разным кроватям (что мамам оказывается сделать сложнее, чем детям), не позволяет родителям повышать голос и тем более шлепать детей, а учит их ПРОГОВАРИВАТЬ проблемы и взаимные претензии, настаивает, чтобы родители выясняли все конфликты между собой, разговаривая, а не крича друг на друга или молча изолируясь друг от друга, тогда и дети перестают беситься, драться, не слушаться и проч. Если родители друг друга уважают, то и дети будут их уважать. если родители умеют цивильно выяснять отношения, то и дети не закатывают истерики".


Стараясь обходиться без наказаний, не следует ударяться в другую крайность: не надо бояться при необходимости наказать. Воспитать ребенка, не прибегая к наказаниям вообще - нереально. На извечный вопрос: "Можно ли обойтесь без наказания вовсе?" отвечаем: "Теоретически можно, практически - малореалистично". И просто неправильно. Наказать за дело - справедливо, полезно и хорошо. На справедливое наказание нормальный ребенок не сердится, напротив, для него это знак: "ситуация закрыта, теперь все хорошо!".

По наблюдениям, хорошие родители наказывают ребенка всерьез только раз или два в жизни, где-то в возрасте трех-четырех лет, когда ребенок пробует родителей на прочность. Если эта битва выиграна, далее снова налаживается хорошая жизнь и взаимопонимание, только изредка чередуемая скорее символическими наказаниями. Когда-то родители используют предупреждение "Раз! Два! Три!", когда-то тайм-аут без предупреждения, иногда приходится на время ребенка чего-то лишать за баловство - но все эти воспитательные меры живут где-то на периферии взаимотношения родителей и детей, а центре находится другое: живое и теплое общение, обсуждение общих тем, помощь в учебе, совместный досуг, спорт...

Чем мудрее родители, тем реже они сталкиваются с необходимостью наказывать детей, тем больше у них возможностей воспитывать ребенка, не прибегая к наказаниям.

  • Наказание
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (2):

Нн, 25 марта 2015 г., 13:31
Спасибо Вам за Ваши статьи.
1 ответ
Анна, 19 октября 2015 г., 03:21
Мне статья не понравилась. Я думаю, такая статья принесет и родителям и детям больше вреда, чем пользы.

Материалы по теме:

Картинка к "Дрессировка"
01 окт. 2022 г.
Дрессировка – целенаправленное приучение к определенной форме поведения путем положительного либо отрицательного подкрепления без обращения к разуму того, у кого это поведение вырабатывается. 
0Подробнее →
Картинка к "Как ребенок воспринимает ситуацию наказания?"
01 окт. 2022 г.
Дети такие интересные! Они все воспринимают по-своему, даже наказания.
Картинка к "Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям?"
18 июл. 2014 г.
Воспитать ребенка, не прибегая к наказаниям вообще, нереально: ни один грамотный педагог не пойдет к трудным детям, не имея возможности когда-то кого-то наказать. Возможность наказать - это проявление силы, а люди силу уважают. И чем ниже люди по уровню развития, тем больше они уважают в первую очередь силу. Возможность наказания для педагога - такая же обязательная вещь, как оружие у полицейского. Не будет оружия - не будет и полицейского. Другой вопрос, что наказания должны быть адекватны и эффективны. Будем разбираться?;;
Картинка к "Наказывать не хочется. Что может быть вместо наказания?"
19 июл. 2014 г.
Нормальные родители не любят своих собственных детей наказывать. Как-то глупо: мечтал о детях, хотел любить, а тут только и делаю, что ругаюсь и наказываю. Возникает вопрос: ребенок не уродился или во мне что-то подправить? Ответ: даже если "ребенок не уродился" (такое тоже бывает), начинать нужно с себя. Итак, если ребенок не ангел и наказаний регулярно заслуживает, что может быть в арсенале родителя, кроме наказаний?;;
Картинка к "Виды наказаний"
01 янв. 2006 г.
Наказание – неприятное или трудное задание (наказ) с воспитательным фасадом.