Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям?

18 июля 2014 г. в 13:51

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям? Конечно, можно, но этот путь трудный, требующий опыта, силы и выдержки. На одну безусловную любовь здесь полагаться определенно нельзя. По наблюдениям, хорошие родители наказывают ребенка всерьез только раз или два в жизни, где-то в возрасте трех-четырех лет, когда ребенок пробует родителей на прочность. Если эта битва выиграна, далее снова налаживается хорошая жизнь и взаимопонимание, только изредка чередуемая скорее символическими наказаниями. Когда-то родители используют предупреждение «Раз! Два! Три!», когда-то тайм-аут без предупреждения, иногда приходится на время ребенка чего-то лишать за баловство — но все эти воспитательные меры живут где-то на периферии взаимотношения родителей и детей, а в центре находится другое: живое и теплое общение, обсуждение общих тем, помощь в учебе, совместный досуг, спорт...

Фильм «Республика ШКИД»
Фильм «Шоколад»
Фильм «Корчак»

Меньше всего приходится наказывать тем, кто наказывать не боится, кто может сделать это легко и эффективно, но — но кто при этом с детьми дружит, детей любит, детей воспитывает в большей степени своим примером и с удовольствием рассказывает детям, что им нужно делать, чтобы ими только гордились и никто их не наказывал.

Если к детям в школу приходит молодая учительница, которая добрым голосом обращается к детям и говорит, что она им доверяет, хочет с ними дружить и считает, что детей наказывать нельзя, с самой высокой вероятностью это закончится для нее (да и для детей) плохо. Дети с удовольствием сядут ей на шею, она попробует это потерпеть, но через месяц-другой ее терпение кончится, и она на детей сорвется. Более опытная учительница начинает просто с установления нормального порядка и дисциплины, если кто-то захочет проверить ее на прочность — с урока выгонит, но когда класс начнет ее уважать, она детям улыбнется — и скоро все поймут, что на самом деле она удивительно теплый и любящий человек...

Воспитать ребенка, не прибегая к наказаниям вообще и никогда, нереально: ни один грамотный педагог не пойдет к трудным детям, не имея возможности когда-то кого-то наказать. Возможность наказать — это проявление силы, а люди силу уважают. И чем ниже люди по уровню развития, тем больше они уважают в первую очередь силу. Возможность наказания для педагога — такая же обязательная вещь, как оружие у полицейского. Не будет оружия — не будет и полицейского. Другой вопрос, что наказания должны быть адекватны и эффективны. Будем разбираться?

В обыденном сознании наказания — обязательная и эффективная мера для наведения порядка и один из способов воспитания. В реальности все сложнее: как метод влияния, наказание — упрощенный и менее эффективный вариант отрицательного подкрепления, и обычные наказания более злят, чем воспитывают. Возможности наказания невелики: наказание может остановить плохое поведение, но оно не воспитывает добрых чувств. Чем мудрее человек, тем реже он сталкивается с необходимостью кого-то либо наказывать, тем больше у него возможностей воспитывать ребенка, не прибегая к наказаниям. Наказание – не цель, а средство. Если средство негодное (поведение и мысли не меняются или меняются не туда) – не надо применять его впустую или во вред. Если наказание превращается в самоцель (облегчение души родителя, например) – это не наказание, а слив агрессии. Чем лучше управление — тем меньше наказаний. Чем выше квалификация родителя как управленца, чем лучше он знает своего ребенка и заботится о его душевном равновесии, чем качественнее предвосхищает и предотвращает нежелательную ситуацию, тем меньше нужды в наказаниях, тем в большей степени родители и дети дружат, играют, разговаривают и вместе занимаются общими делами, в процессе чего и происходит передача родительского опыта детям.

Как или когда наказывать нельзя? Когда вы сердиты, наказать хочется. Но в некоторых случаях наказывать нельзя, потому что, кроме плохого, от этого не будет ничего хорошего.

Когда и как наказывать можно? За наши ошибки нас наказывает жизнь, и это нормально. Наказания не могут быть слишком жесткими — жизнь жестче любых наказаний. Смерть ребенка, которому родители не объяснили, что нельзя играть с огнем или пробовать наркотики — жестче любых действий родителей, которые могли и должны были это предотвратить. Наказания не могут быть слишком жесткими — они могут быть только неадекватными, когда не достигают поставленных целей или достигают целей прямо противоположных. Адекватные наказания, служащие уроком, воспринимаются нормально и бывают просто необходимы. А если вы умеете наказывать весело, делаете это необидно и хороший результат очевиден всем, то в таких наказаниях захотят участвовать многие.

Наказывать своих детей нормальным родителям не хочется. Как-то глупо: мечтал о детях, хотел любить, а тут только и делаю, что ругаюсь и наказываю. Возникает вопрос: ребенок не уродился или во мне что-то подправить? Ответ: даже если «ребенок не уродился» (такое тоже бывает), начинать нужно с себя. Итак, если ребенок не ангел и наказаний регулярно заслуживает, что может быть в арсенале родителя, кроме наказаний? Хорошие ответы на этот вопрос — есть!

 

  • Наказание
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (2):

Гость, 14 августа 2014 г. в 00:47
Не согласен, что наказания не могут быть слишком жесткими. Совершенно не важно, как наказывает жизнь, ведь задача не заменить наказание жизни своим, а предотвратить это наказание. И если достаточным стимулом для ребенка является даже возможность символического наказания, то какой смысл в применении жесткого? И даже если это полусимволическое наказание действует только несколько дней, то гораздо лучше наказывать часто полусимволически, чем даже раз в жизни проявить жестокость. Оговорюсь, что в данном случае я не рассматриваю наказание за попытку развести в доме костер. Разведение костра раз в неделю действительно довольно опасно.
1 ответ
Гость, 10 апреля 2018 г. в 08:27

Вы перечитайте статью. Не надо вырывать предложение из контекста. Наказание не может быть слишком жестоким, так как это уже не наказание, и так как это действо не является средством воспитания, а является, например, и не наказанием совсем, а способ "слива агрессии родителя". Ведь статья о наказании с благой целью. Не так ли? Анатолий Шувалов. 10.04.2018.

Материалы по теме:

Картинка к "Эффективное наказание"
01 окт. 2022 г.
Эффективное наказание — наказание, дающее нужный результат. Наказание, которое решает ситуативную задачу сегодня и не создает препятствий для решения подобных задач завтра. В обыденном сознании наказания — обязательная и эффективная мера для наведения порядка и один из способов воспитания.
0Подробнее →
Картинка к "Как или когда наказывать нельзя"
01 янв. 2012 г.
Но в некоторых случаях наказывать нельзя, потому что, кроме плохого, от этого не будет ничего хорошего. 
Картинка к "Когда и как наказывать можно"
01 янв. 2012 г.
Чем лучше отношения в семье, тем реже родителям приходится наказывать своих детей. С другой стороны, в семье со здоровой атмосферой, родители, когда им детей приходится наказывать, относятся к этому легко, как к естественному моменту жизни. "Наказания должны учить, а не травмировать", "Не орите на детей", "Не бейте ребенка" - эти нравоучительные призывы естественны для любого разумного человека и именно поэтому чаще всего бесполезны. Почему?
Картинка к "Наказание"
01 янв. 2010 г.
Наказание — средство управления.
Картинка к "Наказывать не хочется. Что может быть вместо наказания?"
19 июл. 2014 г.
Нормальные родители не любят своих собственных детей наказывать. Как-то глупо: мечтал о детях, хотел любить, а тут только и делаю, что ругаюсь и наказываю. Возникает вопрос: ребенок не уродился или во мне что-то подправить? Ответ: даже если "ребенок не уродился" (такое тоже бывает), начинать нужно с себя. Итак, если ребенок не ангел и наказаний регулярно заслуживает, что может быть в арсенале родителя, кроме наказаний?;;