Когда и как наказывать можно
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Чем лучше отношения в семье, тем реже родителям приходится наказывать своих детей. С другой стороны, в семье со здоровой атмосферой, родители, когда им детей приходится наказывать, относятся к этому легко, как к естественному моменту жизни.
«Наказания должны учить, а не травмировать», «Не орите на детей», «Не бейте ребенка» — эти нравоучительные призывы естественны для любого разумного человека и именно поэтому чаще всего бесполезны. Почему? Потому что те так называемые «родители», которые срывают на детях свое недовольство и злость, которые действительно детей травмируют, книги о психологии и педагогике не читают, и разговаривать с ними на эти темы бессмысленно. Плохие родители нравоучения не слушают, хорошие в них не нуждаются. Чувствительные и склонные к аутоагрессии родители (а таких среди любящих — множество), когда им приходится наказывать детей, чаще наносят душевные травмы себе, а не ребенку.
В этой ситуации кажется более правильным начать заботиться не о детях, а родителях. В интеллигентных семьях ситуация наказания напрягает более родителей, нежели детей. Детям обидеться на наказание не тяжело, поплакать бодро, а психика родителей, переживающих по поводу их обид и плача, начинает разрушаться. Кажется более важным говорить не о том, что наказания детей должны быть экологичными, беречь здоровье и психику ребенка, а просвещать родителей, что в большинстве случаев в наказаниях самих по себе для детей нет ничего страшного.
Если вы лишили ребенка телевизора за то, что он не сделал вовремя уроки, ребенок удалился в свою комнату, где проводит время в комфорте и тепле. Если даже родители шлепнули ребенка за то, что тот не остановился в драке с сестрой после команды родителей — попа ребенка получила только полезный для здоровье массаж. Для здоровья и психики — ничего страшного.
В любом случае, когда за наши ошибки нас наказывает жизнь, большинство из нас воспринимает это без восторга, но с пониманием. Когда же нас наказывают близкие, неприятно не само наказание, а то, что кто-то посмел ущемить нашу свободу и наши права. Тогда можно себя и расстроить, и разозлить, и смертельно обидеться — сделать все себе возможно плохое, от чего дрогнет сердце близких.
Если родители ребенка шлепнули, а ребенок им в ответ не заплакал — они могут шлепнуть его еще раз. А если расплакался громко и несчастно, родители успокоятся и отстанут. Плач ребенка, как правило, является только способом защитить свою попу, является способом влияния ребенка на родителей. Ребенку не нравится, как ведут себя родители, и он наказывает их своим плачем.
Все плохое, что дети получают от родительских наказаний, им причиняют не родители. Это причиняют себе сами дети, когда находят, что это оказывается действенным средством влияния на родителей.
Если можно обойтись без наказаний и договориться с ребенком по-хорошему, наказывать глупо. Не шлепайте, если можно предупредить. Не кричите, если можно сказать спокойно. Если можно и похвалить, и поругать, начните с того, чтобы похвалить. Если ребенок уже наказан последствиями своих собственных действий и переживает, не добивайте его. Если наказание можно заменить обучающей игрой или компенсацией, чем-то позитивным, сделайте это! Иногда эти простые напоминания все-таки оказываются нужными даже для осмысленных родителей. И, тем не менее, наказывать можно, а иногда — просто необходимо. Если порядок не соблюдается, его наводят. Некоторые дети в принципе не считают нужным слушаться родителей, они привыкли родителями командовать, и в этом случае, если родители решили изменить ситуацию, без наказаний не обойтись.
Если по-хорошему с ребенком договориться не получается, объяснения не помогают, обещания не выполняются и ребенка вы о наказаниях предупредили, наказывать можно. Можно наказывать тогда, когда ваши наказания понимаются и воспринимаются как справедливые. Адекватные наказания, служащие уроком, воспринимаются нормально и бывают просто необходимы.
Иногда вас попросту проверяют на прочность: можете вы использовать силу или нет? В этом случае ваше наказание — четкий ответ: «Да, я могу и силу применить». После этого можно устанавливать уже нормальные отношения.
Наказания должны быть по делу, чтобы вы всегда могли сказать: «Хороший Максим, ты же всегда можешь быть тем, кого мы только целуем, кому помогаем, с кем играем. Просто слушайся старших и всё будет хорошо. Ну что ж ты не слушаешься? Мы же не хотим тебя наказывать». Это ведь он сам себя наказывает. Скажем, подбегает он к стене и ударяется о нее лбом. Кто виноват? Не стена ведь. Если он ведет себя плохо, родители должны его наказать. Кто виноват за наказание? Не родители же. Ребёнок сам налетает на родителей, которые обязаны реагировать.
Если у вас хорошие, теплые отношения с ребенком, если ребенок знает, что вы его любите, если вы знаете это сами — то когда-то, за дело, наказать ребенка — абсолютно нормально. Возможно, это просто ваш родительский долг. Итак, наказания можно использовать:
- Для поддержания своего статуса в конфликтных ситуациях. В этом случае наказанием будет переход от мягкой конфронтации к жесткой и управляемому конфликту.
- Для создания и поддержания дисциплины там, где дисциплина необходима. Например, если это работа, тренировка или урок. В этом случае нужно заранее сформулировать правила, оговорить санкции и четко штрафовать за невыполнение правил, особенно на первых порах. Обычно 1-2 случаев достаточно, чтобы установить дисциплину.
В любом случае лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создать в своей семье запас хороших традиций, семейных праздников и т. д. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.
Комментарии (4):
Неужели еще остались здравомыслящие психологи. Жаль, что сейчас идет абсурдная пропаганда безнаказанности и вседозволенности