Санкции: естественные социальные последствия
Люди не любят, когда их кто-то раз - и вдруг решил наказать. С чего это? За что? Я не согласен! Если вы люди вместе договорились о правилах и что будет за нарушение, после этого наказание воспринимается уже не обидно, как естественное последствие общей договоренности. Если кто-то будет опаздывать на общую встречу, нормально договориться, что с опоздавшего - определенная сумма, и тогда тот, кто знает об этом условии и все-таки опаздывает, наказывает уже сам себя. Не мы наказываем его - он сам наказывает себя, это уже естественные социальные последствия, такие же, как если ребенок тянется к горячей сковороде, он естественным образом обожжется.
Санкции - меры принуждения: оговоренные неприятности, не имеющие личного характера и решающие только поведенческую задачу. А именно, задачу предупредить недопустимое поведение, прекратить недопустимое поведение или возместить нанесенных ущерб.
Например, это может быть лишение ребенка прав:
- На свободное распоряжение своим временем,
- На использование определенных предметов,
- На доступ в некоторые помещения.
Это может быть возмещение ребенком убытков:
- Починка, ремонт предметов, вещей,
- Возвращение вещей на место, замена на равноценные.
Когда ребенок опаздывает или бездельничает и мешает другим, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время. Количество «штрафного» времени должно соответствовать количеству времени, отнятого у других и увеличиваться при повторении подобного поведения.
Если ребенок портит имущество, он научится отвечать за свои проделки, восстанавливая испорченное. Испачкал пол или стену — пусть вымоет их.
В тех случаях, когда ребенок разбил стекло, разорвал одежду, испортил книгу, он должен возместить семье убытки.
Если у ребенка нет денег, чтобы самому оплатить причиненные им убытки, он должен отработать ущерб в свое свободное время. Плата за работу пойдет на покупку испорченной вещи. Окончание работы можно положительно подкрепить (устроить праздник).
Это может быть информирование других людей о поведении ребенка: «Расскажу бабушке» или папе.
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>