Эффективное наказание

01 октября 2022 г., 21:26

Автор: Н.И. Козлов, профессор

Ректор Университета практической психологии

Телеграм-канал t.me/kozlovni

Фильм «Майор Пэйн»
Фильм «Майор Пэйн»

Эффективное наказание — наказание, дающее нужный результат. Наказание, которое решает ситуативную задачу сегодня и не создает препятствий для решения подобных задач завтра.

В обыденном сознании наказания — обязательная и эффективная мера для наведения порядка и один из способов воспитания. В реальности все сложнее: как метод влияния, наказание — упрощенный и менее эффективный вариант отрицательного подкрепления, и обычные наказания более злят, чем воспитывают. Возможности наказания невелики: наказание может остановить плохое поведение, но оно не воспитывает добрых чувств. Добрые чувства воспитываются только добрым отношением, но и здесь нужно помнить, что люди более восприимчивы к доброму отношению тогда, когда чувствуют возможность быть в случае чего — наказанным.

Помните? «Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом...»

С другой стороны, чем мудрее человек, тем реже он сталкивается с необходимостью кого-то либо наказывать, тем больше у него возможностей воспитывать ребенка, не прибегая к наказаниям. То, что наказания иногда воспринимаются нормально и бывают необходимы, еще не значит, это всегда самый лучший способ реагирования. Наказание — вынужденная мера педагогического воздействия, хороший педагог пользуется им не часто, тем более не использует жесткие наказания. По мере воспитания можно и нужно менять способы воздействия.

Эффективное воспитание вовсе не сводится к эффективным наказаниями. Учитесь эффективно воспитывать, а не эффективно наказывать. Осваивайте все разнообразие педагогического арсенала. Смотри Что вместо наказания

Наказание – не цель, а средство. Если средство негодное (поведение и мысли не меняются или меняются не туда) – не надо применять его впустую или во вред. Если наказание превращается в самоцель (облегчение души родителя, например) – это не наказание, а слив агрессии. Чем лучше управление — тем меньше наказаний. Чем выше квалификация родителя как управленца, чем лучше он знает своего ребенка и заботится о его душевном равновесии, чем качественнее предвосхищает и предотвращает нежелательную ситуацию, тем меньше нужды в наказаниях, тем в большей степени родители и дети дружат, играют, разговаривают и вместе занимаются общими делами, в процессе чего и происходит передача родительского опыта детям.

Условия эффективного наказания

Наказания уместными и эффективными — бывают. Чаще это происходит, когда:

  • Запретов мало. Но если они есть, они настоящие, железные через них переступать не разрешается никогда и никому.
  • Запреты, правила и санкции известны, понятны и согласованы.
  • Работает система предупреждений.
  • Работает система поощрений, она понятна, доступна и популярна.
  • Отношение наказаний к позитивным влияниям не более 1:7. Один неприятный разговор на семь приятных.

Методика эффективного наказания

Поставьте позитивную цель. Прежде чем наказывать, сформулируйте для себя позитивную цель (задачу).

»Прекратите эти драки!» — это негативная задача. А какая будет формулировка позитивной цели: «Дети, начните дружить между собой!»? — Но если вы ставите задачу таким образом, то очевидно, что она решается не наказаниями. Смотри Перевод Проблемы в Задачу, Что вместо наказания

Почувствуйте причину проступка. Основных причин проступка бывает всего четыре: беспомощность, привлечение внимания, борьба за власть и месть. (смотри Негативная установка). И если проступок вызван тем, что у человека нет нужного навыка, то лучшее наказание будет в тренировке нужного навыка.

Солдат при подъеме поленился закинуть для проветривания одеяло с простыней на стенку кровати. Сержант спокойно заставляет несколько раз правильно выполнить команды «подъем»-»отбой».

Если же ребенок балуется, шумит — и вы понимаете, что за этими безобразиями он просто соскучился по вашему вниманию, то будет достаточно взять его на руки и немного с ним повозиться или поговорить.

Если это его не успокоит, значит причина в другом: возможно, он борется за власть: «Внимание должно принадлежать только мне!» Тогда и реагирование должно быть другое.

Используйте позитивный переводчик. Если за одним проступком можно предположить два разных мотива, считайте настоящим тот, который достойнее. Наказание всегда несет элемент внушения — тогда пусть наказание не внушает провинившемуся, что у того гадкие мотивы. Если он дерется с братом — он не ненавидит брата (как иногда понимается и формулируется), а еще не научился договариваться в трудных ситуациях.

Предупреждение о наказании

Нет задачи наказать, есть задача убрать нежелательное поведение. Именно поэтому с детьми полезно договориться о предупреждении, говорящем о том, что в случае продолжения их конфликтного поведения следующим шагом будет наказание.

Что может быть таким предупреждением?

«Еще раз услышу такую фразу — получишь по заднице!» (с угрожающей интонацией) — прямое предупреждение и одна из самых опасных и поэтому неэффективных форм. Обычно воспринимается как вызов и подталкивает к эскалации конфликта.

«Ты просила меня предупреждать, если я захочу от разговоров перейти к конфликту. Так вот, мы уже уверенно подходим туда, куда подходить не стоит» — чем спокойнее и витиеватее идет речевое предупреждение, тем более эффективна эта форма.

Начать считать «Раз... Два... » — так же эффективно. Сразу понятно и работает. Главное — считать без угрожающего крика.

Переписка. Переписка по скайпу, через телеграм или WhatsApp — прекрасно охлаждает эмоции и поэтому эффективна.

Жесты по договоренности. Договориться о специальных предупреждающих жестах — прекрасная идея. Информация передается, а энергия вашего недовольного голоса в данном случае отсутствует и конфликт не распаляет. Какой жест? Да хоть чесание уха: в одной семье это долгое время было прекрасным, очень действенным сигналом.п

Конструктивное наказание

Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы. Иной раз подзатыльник оказывается основным или даже единственным методом выхода из кризисной ситуации. Умеете ли вы наказывать? Какой ценой вы готовы отстаивать родительский авторитет? В каких случаях наказание идет на пользу? В этой статье вы найдете ответы на многие вопросы. См.

  • Работа с нежелательным поведением
  • Наказание
  • Влияние
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как убрать нежелательное поведение"
01 окт. 2022 г.
Когда подкрепление больше не поступает, реакция становится все менее и менее частой; этот процесс получил название «оперантного угашения». Если задержать подачу пищи, голубь перестанет поднимать голову. В общем, когда мы выполняем поведение, которое больше «не приносит нам никакой выгоды», мы утрачиваем тенденцию повторять его. Если мы потеряли авторучку, мы все реже и реже направляем руку в карман, в котором она хранилась. Если нам не отвечают на телефонные звонки, то в конце концов мы перестаем звонить. Если пианино расстраивается, то мы все реже и реже на нем играем. Если звук нашего радиоприемника стал слишком громким или передачи стали хуже, мы перестаем его слушать.
0Подробнее →
Картинка к "Конструктивное наказание"
01 окт. 2022 г.
Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы. Иной раз подзатыльник оказывается основным или даже единственным методом выхода из кризисной ситуации. Умеете ли вы наказывать? Какой ценой вы готовы отстаивать родительский авторитет? В каких случаях наказание идет на пользу? В этой статье вы найдете ответы на многие вопросы.
Картинка к "Наказание"
01 янв. 2010 г.
Наказание — средство управления.
Картинка к "Наказывать не хочется. Что может быть вместо наказания?"
19 июл. 2014 г.
Нормальные родители не любят своих собственных детей наказывать. Как-то глупо: мечтал о детях, хотел любить, а тут только и делаю, что ругаюсь и наказываю. Возникает вопрос: ребенок не уродился или во мне что-то подправить? Ответ: даже если "ребенок не уродился" (такое тоже бывает), начинать нужно с себя. Итак, если ребенок не ангел и наказаний регулярно заслуживает, что может быть в арсенале родителя, кроме наказаний?;;
Картинка к "Перевод проблемы в задачу — материалы"
01 янв. 2006 г.
Не знаю, в какой вуз поступать — это проблема или задача собрать информацию, подумать и сделать лучший выбор из имеющейся информации?
Картинка к "Пусть мама выйдет из душа"
30 авг. 2015 г.
Папа, проходя мимо душа, услышал недовольный ной дочки: «Ну мама!!!» (Тане 15 лет).
Картинка к "Реакция на ошибки окружающих"
31 дек. 2009 г.
Человек рядом с нами совершил ошибку. Ребенок забыл убрать вещи, жена никак не может собраться и мы опоздаем, муж прошел грязными ботинками по чистому полу, сотрудник отправил платежку не на тот адрес… Как реагировать на такие, по сути бытовые ситуации? Большинство людей на это реагирует шаблонно, не включая голову, привычным для себя образом. Это не всегда плохо: если воспитание было хорошим, то и реакция на ошибки окружающих вполне достойная.
Картинка к "Санкции: естественные социальные последствия"
01 окт. 2022 г.
Люди не любят, когда их кто-то раз - и вдруг решил наказать. С чего это? За что? Я не согласен! Если вы люди вместе договорились о правилах и что будет за нарушение, после этого наказание воспринимается уже не обидно, как естественное последствие общей договоренности. Если кто-то будет опаздывать на общую встречу, нормально договориться, что с опоздавшего - определенная сумма, и тогда тот, кто знает об этом условии и все-таки опаздывает, наказывает уже сам себя.