Пусть мама выйдет из душа
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Эта статья вам не понравится.
Вы скажете, что здесь отец — тиран и деспот, а девочка — несчастная жертва, вынужденная терпеть самодурство взрослых. В комментариях к статье звучат обвинения в том, что в такой семье девочка обязательно получит неврозы, срывы, депрессии и вырастет безвольной, не привыкшей защищать свои права. Однако, поскольку эту семью я имею возможность наблюдать и родители в этой семье мне определенно нравятся, сообщаю: сейчас, спустя уже шесть лет после этого случая, девочка Таня имеет образцовое душевное здоровье. Довольная собой и жизнью, успешная во всех отношениях, лидер по характеру, умеющий прекрасно при необходимости защищать свои границы и при этом очень доброжелательный человек... — всем бы нам таких детей. Соответственно, ваши беспокойства, что подобный стиль воспитания создаст какие-либо проблемы и неврозы — эти беспокойства оказались совершенно безосновательны.
Итого: не торопитесь ругаться. Подумать — лучше, чем ругаться.
А в чем же история? Из-за чего все волнения? Итак...
Папа, проходя мимо душа, услышал недовольный ной дочки: «Ну мама!!!» (Тане 15 лет). Приоткрыл дверь, вопрос: «Что происходит? У тебя, Таня, к маме какое-то требование?» Таня: «Я ее просто прошу…» Мама (защищая): «Таня обратилась вначале ко мне совершенно нормально и попросила меня выйти». Папа: «Ого! Таня, как выйдешь из душа, оденься и зайди ко мне. Я попрошу тебя рассказать подробно, о чем ты попросила маму и как ты это решила делать».
Вопрос «Что происходит? У тебя к маме какое-то требование?» — остановка недопустимого тона дочери и отрицательное подкрепление такого стиля общения. Предстоящий разговор с папой еще до его начала, когда нужно на эту трудную тему думать — уже маленькое наказание.
Кроме этого, здесь уже обучение: дочке обращают внимание на то, что подобная интонация есть не просто звуки, а интонация требовательная, и вопрос содержит задание подумать, допустимо ли с мамой разговаривать в форме требований.
Вошла в комнату: «Садись сюда, на постель, и накройся одеялом. Ты после душа». Села. «Накройся!» «Мне не холодно!» «Накройся, неизвестно как долго будет у нас разговор».
Разговор об одеяле — забота, но не только забота. Если человеку даются распоряжения и он их выполняет — он начинает лучше слушать и слушаться. Плюс намек, что разговор может быть долгим — тем самым подсказка: «Если хочешь завершить его побыстрее, веди себя разумно».
Накрылась. «Рассказывай, что было у вас с мамой!» «Мама пришла чистить зубы, а я попросила ее выйти из душа…» «Вот тут не торопись. Почему? Какая была этому причина?» «Мне так захотелось…» «Да, а в связи с чем у тебя возникло подобное желание?» Пауза… «Ну просто так…» «Тогда слушай. Ты маму обидела. Когда люди дружат, им хорошо рядом друг с другом. Я люблю нашу маму, и когда я в душе, а она приходит чистить зубы, мне это приятно. Мне всегда приятно, когда мама рядом со мной. А когда люди говорят — уйди отсюда, это проявление недружественного отношения. Маме это неприятно, и в нашей семье это просто недопустимо. Закрываются и защищаются от чужих, а в нашей семье чужих нет. Да?». Пауза… «Извинись, пожалуйста, перед мамой!» Извинилась — хорошо. «Иди спать, Спокойной ночи!» — «Спокойной ночи».
Это — разборка. Собственно учеба жизни — и отрицательное подкрепление недопустимого стиля поведения тем, что разговор на эту тему — трудный.
На следующее утро обнялись обычным теплым образом. Все в порядке!
Прав ли папа?
Я думаю, что папа здесь прав и просто молодец. Он разговаривал с дочкой спокойно, он объяснил ей свою позицию и был готов к обсуждению. При этом он был тверд, поскольку он настаивал на обязательности уважения к маме.
Что касается того, имеют ли право дети на свою территорию и свои границы, могу поделиться с вами собственными размышлениями. Конечно, ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА СВОИ ГРАНИЦЫ И НА ЗАЩИТУ СВОИХ ГРАНИЦ, тут комментаторы правы. А вот дальше всё перепутано... Сильно беспокоятся о своей личной территории и жестко настаивают на соблюдении границ рядом с собой люди двух категорий — 1) те, кому важно подчеркнуть свой статус и 2) люди сильно тревожные. Подробнее смотрите об этом статью Личное пространство.
Дело в том, что наличие границ вовсе не означает, что мы к себе за границу, на свою личную территорию, никого из близких не пускаем. С чего бы это? Врагов — не пускаем. А друзей и любимых — пустить можем. Об этом папа с дочкой и поговорил: «Ты защищай свои естественные границы от чужих и врагов, но мама-то тебе не чужая и не враг? К своим мы относимся дружественно и границы от них не закрываем». Да?
Читатели подсказали, что одну важную вещь папа все-таки забыл: правильнее было бы договориться на будущее, что перед тем, как зайти в ванную комнату, мама должна постучать в дверь и предупредить дочку. И, возможно, именно с этого и надо было начать общий разговор: вначале — в чем не права мама, после этого — в чем не права дочка.
А что думаете вы?
Комментарии (46):
Полностью согласна с вами. Дело даже не в том, принято или нет. Допустим, принято. Но, допустим, как раз сегодня у меня плохое настроение, и я хочу побыть одна или просто поплакать в душе, чтобы никто не видел. Я сознательно утрирую, но такая ситуация вполне возможна. И если кто-то без стука ворвется ко мне в ванную, то независимо от того, насколько я его люблю, я попрошу немедленно выйти. Мама изначально повела себя бесцеремонно, поэтому нечего и обижаться. Границы должны быть для всех. А так... Девочке отчетливо дали понять, что желания мамы важнее, чем ее собственные. Тем более печально, что это сделал папа, "прототип" ее будущих мужчин. Сделал с помощью манипуляций, давайте назовем вещи своими именами. "Я разрешаю маме заходить, потому что люблю ее." (Подтекст: "Ты что, не любишь маму?!" Определение границ совершенно некорректное. Что значит "друзей пускаем, врагов - не пускаем?". На то они и ЛИЧНЫЕ границы, чтобы мы решили ЛИЧНО, где их очерчивать, и кого пускать, кого нет, и в каких ситуациях. А дочке надо было всего лишь сразу закрыться в ванной, чтобы такой ситуации не возникло. Но в семье, где такая неразбериха с границами, возможно, и это было бы воспринято как "предательство" по отношению к близким.
В армии люди не просто взрослеют. Они там концентрированным способом (в других местах тоже, но менее концентрированным) учатся жить в том несовершенном обществе, в котором мы все живём и не вякать против его несовершенства, а приспосабливаться. В результате мы имеем именно то общество, которое имеем (конечно, дело не только в армии, и даже не только в директивности, но в них, в том числе), а не более совершенное. С помощью директивности обществу обеспечивается стабильность и консервация, а не прогресс.
Юлия, я полностью согласна с вами.
Ого... Так можно договориться и до того, что если отец, как глава семьи, считает, что детей можно бить, значит, можно. Ведь отец главный, и он так решил. :(
А трусы детей - это их трусы? А тела детей - это их тела?
Семья - не армия, и не тюрьма. В "правилах семьи" нужно учитывать разумные и обоснованные пожелания всех ее членов. Пожелание 15-летней девочки принимать душ в одиночестве - вполне разумное и адекватное. Интересно, почему же "достойные и разумные" люди этого не понимают...