Подготовленная разборка
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим, руководителя — к сотрудникам. Если сотрудник допустил серьезный и (похоже) не случайный прокол, не понимая что он делает, здесь нужна — разборка. Но хорошая разборка — это подготовленная разборка, обеспечивающая контакт и понимание между вами. Подготовленная разборка — это подробный анализ происшедшего, «работа над ошибками», когда одновременно идет и критика (конструктивная), и обучение, и воспитание.
Разборка — дело непростое, велика опасность устроить и скатиться в конфликт или просто в пустой и тяжелый напряг. Пока опыта недостаточно, разборками лучше не увлекаться, и в любом случае лучшее соотношение негатива и позитива во взаимодействии — 1 к 7. В данном случае, пусть на одну разборку приходится семь позитивных ситуаций: помощь, демонстрация симпатии и уважения, благодарность...
Фон разборки, о котором нужно помнить всегда, это сохранение контакта и поддержание нужного уровня напряжения/расслабленности. Излишняя напряженность нервирует и зажимает, слишком расслабленность уничтожает внимательность к делу. Ну, а если вы потеряли контакт, разборка теряет смысл в принципе: люди начинают защищаться или нападать, вас не слышат и только копят раздражение.
Разговор всегда проходит успешнее, если вы знаете, с чего начать, что должно быть главным пунктом и чем разборку завершить. Эти пункты продумайте и подготовьте заранее: очень выручит!
Хорошо подготовленная разборка имеет свои этапы.
Вначале — обустройство ситуации. Это — учет заранее всех факторов: времени, места и настроения разборки. Создание уютной и теплой обстановки. Подробнее смотри — Обустройство разборки
Первый этап: это присоединение, захват и позиционирование. Отследите, чтобы между вами создался контакт, (смотри, как делаются пристройки), удостоверьтесь, что собеседник точно способен слышать вас и обозначена нужная вам тема, («У меня к вам вопросы по поводу…»), создайте нужную вам атмосферу и настроение. (Например, теплоту. Или атмосферу ответственного напряжения, чтобы все дальнейшее воспринималось максимально серьезно).
Второй этап: репортаж (анализ «что произошло», создание общего смыслового поля). Чтобы в чем-то разобраться, нужно сформировать общее смысловое поле: видеть происшедшее по возможности одинаковым образом. А для этого вы должны знать то, что известно собеседнику, и собеседник должен быть в курсе того, что известно вам (или что вы считаете нужным сообщить ему): должен быть рассказ, репортаж.
Если в происшедшем вам все основное ясно, если можно или нужно провести короче, если собеседнику нужно дать определенное видение происшедшего, — первый репортаж ваш.
Если нужно дать собеседнику высказаться, «выпустить пары», если необходимо получить дополнительную информацию и на разборку достаточно времени, — тогда ваш репортаж может быть только затравкой, а основной доклад вы «поручаете» собеседнику.
Третий этап: определение причин происшедшего. Как правило, оправдывает себя стиль, когда вина не валится вся скопом на партнера, а хотя бы из политических соображений раскладывается на всех действующих в ситуации лиц, включая вас. И называется лучше «ответственностью», а не «виной»: так звучит и точнее, и интеллигентнее. («Свою ответственность в происшедшем я вижу в том, что…»)
Общее естественное правило здесь — вести разговор на уровне разбора конкретных действий, а не общеличностных оценок. Не «ты безответственен!», а «то и то оказалось не сделано». Личность изменить трудно, по крайней мере — дело это не быстрое, изменить же поведение и конкретные действия может каждый.
Четвертый этап: поиск решения. Что можно сделать конкретно? Ну, вы сами (или вы вместе) разобрались в причинах происшедшего. Здорово, и что с этим делать? Что может быть принципиальным решением и в каких конкретных шагах этого решение может быть реализовано?
Пятый этап: мотивация. Два направления: мотивация прекратить негатив и мотивация к действиям нужным. Хорошо, когда позитивные перспективы видны, а последствия продолжения неправильного поведения понятны.
И последнее — выход: приятный и конструктивный. Создайте напоследок нужную атмосферу (ответственную или приятную) и направьте на дело, с которым человек определенно справится. На языке дрессировщиков, вы должны обеспечить финальное положительное подкрепление. Ваши подкрепления раз за разом должны внушать человеку, что с вами беседовать не только нужно, но и приятно, хорошо, а быть успешным (хотя бы под вашим руководством) он вполне может.
Если вдруг на каком-то этапе разборки вы в ответ получаете не конструктивное сотрудничество, а защиту, неконструктивные эмоции и прочий протест, то двигать разборку дальше смысла нет. На данный момент разговор лучше мягко (с поддержкой и теплотой) замять, но потом (позже) устроить жесткую конструктивную разборку уже по двум пунктам: и по первому поводу, и в связи с неконструктивным поведением во время разборки.
Примеры разборок
Смотри примеры конкретных разборок.
Разборки с близкими:
- Педагогическая ситуация «Пусть мама выйдет из душа».
- Симба ослушался отца
Разборки с сотрудниками:
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>