Разбор полетов
Разбор полетов — одна из функций руководителя.
Завершено трудное дело, сотрудники вздохнули с облегчением и радостью, а вот перед руководителем стоит последняя важная задача — провести разбор полетов так, чтобы все остались довольны собой, но при этом ошибки свои учли и в будущем их не повторяли. Стандартный вариант — раздать всем благодарности и порицания — обычно малоэффективен: на критику народ напрягается, а сухой похвале не радуется. Между тем есть простые и понятные правила разбора полетов, которые позволят легко и эффективно подвести итоги и красиво дело закончить.
Правила эффективного разбора полетов
Правило 1: Создайте атмосферу позитива
Даже если дело оказалось не самым успешным — общий фон обсуждения должен быть позитивным. Сделать это нетрудно: руководитель предлагает всем присутствующим высказать благодарности 2-3 людям. Лучше, если руководитель начнет благодарить сам — и задаст правильный тон благодарностей (кому, за что конкретно). Руководителю здесь важно не забыть, что кроме добрых и позитивных эмоций — благодарность — это задел на будущее. На что вы сейчас внимание обратите — так люди и будут поступать в будущем.
И если вы сформулировали человеку благодарность за то, что он вынес мусор — догадайтесь, что он о вас подумал…
Правило 2: Критикуя — предлагай
Правильнее говорить не о том, что плохо, а о том как сделать лучше. Исходить всегда нужно из того, что мы классные и молодцы, а как нас классных сделать еще лучше. Тогда народ радуется и не ищет козла отпущения, на которого повесят все огрехи.
Правило 3: Конкретика и ясность
Лучше отследить, чтобы говорящие избегали неопределенности, неточности, нечеткости в свои высказываниях.
«А вот некоторые в нашей команде могли бы работать лучше, а не так как они — по-всякому…»
Если такое утверждение прозвучало — нужно попросить говорящего указать конкретных лиц. Только на неподготовленной аудитории так делать не нужно — лучше заранее обговорить, что все мы люди душевноздоровые и легко переживем, если нам кто-то скажет свое субъективное видение, как быть лучше — и вот после этого как раз позволять обратную связь.
После говорящего нужно дать высказаться тому человеку, которого обвиняли — но не давать ему оправдываться, а подсказать — а как ты на это смотришь? Как ты это видишь? Это правда? — после чего дать этому человеку высказаться и поддержать, если нужно. Немного смягчить, частично оправдать, переформулировать обвинение так, чтобы звучало не обидно.
Правило 4: Красивый конец
Дать возможность людям сказать друг другу теплые слова — что ты видишь во мне хорошего? Почему здорово, что мы работали вместе? За что благодарен?
Общий шквал позитива, как только он окрепнет, стоит немного притормозить и в конце сказать свое слово: яркое, эмоционально-позитивное, вдохновляющее! После чего народ можно отпустить, и можете быть уверены — ближайший час они еще будут друг другу говорить красивые слова, от чего сами будут довольны.
А, значит, о выполненном деле останутся только теплые чувства — и захочется делать все больше и больше новых дел.
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>