Руководитель

01 октября 2022 г. в 21:46

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Руководитель — тот, кто определяет людям работу в рамках данной ему власти.

Основные функции руководителя:

  • Планирование — процесс постановки целей и поиска оптимального способа их достижения. Результат этого процесса – понятный и реалистичный план действий.
  • Оперативное управление: распределение задач, распоряжения — задания подчиненным с учетом их обязанностей и способностей.
  • Контроль — сверка того, что делается с тем, что было запланировано.
  • Формирование команды — подбор, обучение и воспитание кадров.
  • Организация работы и мотивация сотрудников.

Две главные стороны работы руководителя: Организатор процесса и Двигатель процесса. Смотри

Рыба гниет с головы, но и развитие организации определяет ее руководитель: если он действительно руководитель, а не исполнитель на роли руководителя. Один из первых вопросов – вы собираетесь развивать свою компанию как Аппарат или как Команду? Команда дает потрясающие результаты, создает атмосферу творчества и сотрудничества, хорошая команда работает сама, освобождая руководителя для реализации новых задач – а аппарат создавать проще, дешевле и реалистичнее.

Второе – работа с лидерами. Лидер и руководитель — не одно и то же. Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду — это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс — это руководитель. См.

Руководитель не всегда бывает лидером. Должен ли он быть им? Не всегда, не везде. В организации как аппарате лидеры не нужны, а а в организации, где строится команда, лидер нужен. Но — тут две проблемы. Первое – откуда брать людей с лидерским потенциалом, если их днем с огнем не отыщешь, второе – как из неуправляемых, а то и негативных лидеров делать людей, которые будут работать на вас и ваши задачи. Единственный реальный путь – развивать свои лидерские качества. Хорошо, что это вполне возможно.

Правила успешного руководителя

  • С утра — напоминаем себе задачи год, на квартал и на месяц.
  • Уточняем план дел на сегодня.
  • Все задачи расставляем по приоритетам: сосредотачиваемся на самом важном.
  • Удостоверься, чтобы твои (главные) сотрудники заняты тем, что наиболее приоритетно.
  • Работа на позитиве: опора на сильные стороны свои и своих сотрудников.
  • Выдели время и проверь слабые места: где и в чем у тебя или у сотрудников случаются проколы. Что нужно сделать, чтобы в будущем их было меньше?
  • Каждый час — 10 минут отдых (активный). В это же время — самоотчет себе о сделанном.
  • Вечером — подведение итогов дня и формирование плана дел на завтра.

Выше конкретных правил — Заповеди руководителя​, самые главные его ориентиры и правила.

Психология руководителя

Руководитель — это не должность, а психология, образ жизни и образ мысли. Руководитель: ​​​​​​

  • Всегда думает о нужном впереди результате (устремлен в будущее, а не разбирается в прошлом).
  • Всегда отдает распоряжения, хоть сотрудникам, хоть коллегам, хоть боссу. Не объясняет, а руководит! Дает инструкции.

Подробнее Психология руководителя

Как развивать у себя навыки руководителя

Одни из главных умений руководителя: умение отдавать распоряжения и привычка делегировать дела, с которыми могут справиться другие. Как это развивать? Практиковать, практиковать, практиковать...

Вот как об этом пишет капитан ВВС (Весеннего Всесинтоновского слета) Татьяна Королева-Курбатова:

В этом году многое делегировала, ввела должность «лидер дня», которой раньше не было. Передавала ответственность за дела и решения. В этом году я передала 4 ключевые роли, которые раньше тянула на себя, ибо мне казалось, что никто, кроме меня, не справится. (Кто знает, как мне трудно доверить руль машины даже мужу, тот меня поймет) Успевала проводить разные сплачивающие мероприятия для команды. Второй год на «ура» у нас идет игра «Тайный друг». И с удовольствием наблюдала, как в команде адаптируются и пропитываются ВВСными традициями ранее скептически настроенные новички.

Все эти навыки хочу довести до совершенства в следующем году.

Что планирую на следующий год:

1. Больше вкладываться в новые команды. Заметила, что в этом году было набрано много новых команд и новых капитанов. Хочу продумать систему поддержки и поощрений для них. Например, предложить организаторам отдельные номинации. Готова проводить экскурсии по Слету.

2. В своей команде хочу попробовать новый формат «дети работают – взрослые отдыхают». Заметила, что сейчас дети, скорее, паразитируют на взрослых, а взрослые их развлекают. Хочу организовать систему, при которой дети будут учиться дежурить (мыть посуду, готовить), а кто подежурил, будет приравниваться к взрослым и иметь право на ночную дискотеку и игру в Мафию. Ну а кто не дежурил – ложатся спать в 22.00, как дети.

  • Руководство
  • Руководитель
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (1):

Морозов Николай Михайлович, 09 февраля 2016 г. в 10:02
Моё КБ подросло в два раза и теперь я делегирую всё подряд. Как можно более максимально не выполняю чисто техническую работу и даже часто творческую. Из особенностей - я больше не конструирую, просто раскидываю указания. А кризис научил заботиться о чужом заработке и стабильности. В принципе, интересно быть руководителем :)

Материалы по теме:

05 сент. 2014 г.
45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя (М. Батырев)
Названия глав этой книги — татуировки. Это свод принципов и правил, проверенных многолетней практикой успешного менеджера, его житейский и организаторский опыт. Это простые и яркие истории о том, как и почему надо вести дела, если хочешь добиться успеха. За каждой из этих глав стоят осмысленные действия, чья-то боль, мучения, радости, удачный и неудачный опыт, увольнения и лидерство, а главное — нужный результат.
30 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-10: А кто Ваш второй пилот?
В советские времена был в ходу такой термин «вырастить заместителя». И руководитель шел на дальнейший рост только, когда ему было кому передать дела.
29 мая 2019 г.
Влияние национальных культур на становление и развитие менеджмента в разных странах. Исследования Герта Хофстеде
Как развивать бизнес в России? Возможно ли применение менеджмента, успешно внедренного в США, в постсоветских республиках?
09 февр. 2016 г.
Как правильно делегировать задачи сотрудникам?
Делегирование — умение и привычка передавать часть дел, прав и обязанностей сотрудникам и подчиненным.
01 окт. 2022 г.
Лидер и руководитель
Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду - это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс - это руководитель. Лидерством часто называет влияние, механизм которого таинственен и непонятен: если люди кого-то слушают, а почему - непонятно, значит тот - лидер. Если же механизм ясен: распоряжения, зарплата, штрафы - значит, это работает руководитель.
01 янв. 2010 г.
Лидер, лидерство
Лидер — первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других. 
10 авг. 2016 г.
Миссия быть руководителем
Руководитель – это человек, которых выходит из ряда обычных людей и говорит всем: «Я знаю, как правильно!». Руководитель – не обязательно лидер, но у него лидерская позиция, позиция того, кто строит людей и жизнь.
01 окт. 2022 г.
Психология руководителя
Руководитель - это не должность, а психология, образ жизни и образ мысли.
01 окт. 2022 г.
Работа руководителя
Традиционно считается, что работа руководителя состоит из следующих основных блоков...
01 окт. 2022 г.
Разбор полетов
Задача руководителя — провести разбор полетов так, чтобы все остались довольны собой.
11 авг. 2017 г.
Руководитель. Быть или не быть?
Этот вопрос я слышу в двух вариантах: «А я смогу быть руководителем? Я – хороший руководитель, перспективный?» И второй: «Как понять, кого из сотрудников перспективно развивать в руководителя?» или «Мы берем на работу нового сотрудника. Он – хороший руководитель?»
02 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-2: В лес за «ГРИБами», или 4 типа готовности сотрудников к работе
В большинстве книг и тренингов первым шагом взаимодействия с сотрудником считается постановка задачи/делегирование функции.
02 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-3: За что получает ЗП Руководитель?
Свои тренинги для руководителей я часто начинаю с вопроса «А за что, коллеги, получает ЗП Руководитель?». Вариантов всегда очень много...
06 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-4: «Начальствовать» или руководить, подчиняться или сотрудничать
Мой друг, читатель, как ты себя называешь - Руководитель или начальник? А твои люди - они подчиненные или сотрудники? Мелочи? А какие образы у тебя возникают в голове, когда ты эти слова слышишь? Пауза, прочитай их еще раз, представь.
07 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-5: 12 шагов эффективного делегирования
Проанализировав на чужих и своих тренингах, а также в своей карьере руководителя, сотни примеров поставленных в том или ином виде задач, я выявил основные ошибки, приводящие к срыву выполнения задачи.
07 авг. 2018 г.
Руководитель-психолог-6: Система «5К». Технология управления + психология управления
За свою карьеру Руководителя в бесчисленных попытках как-то систематизировать свою работу, в определенный момент я составил список всего, что делает Руководитель, и предпринял попытку этот поток сознания классифицировать.
05 авг. 2017 г.
С чего и как начинать день руководителю?
Я достаточно часто вижу уставших, выжатых, измученных и «потухших» руководителей. Которые любят задавать вопрос: «А что с этим делать? Где найти энергию? А как иначе?». Мой ответ обычно строится следующим образом: «Выспитесь и отдохните 1 день. А после этого, с самого утра, объявите себе «табу» (запрет) на измученный, уставший и потухший взгляд!»
01 окт. 2022 г.
Типы руководителей (Адизес)
Идеального руководителя, который может одновременно выполнять все четыре функции, по мнению И. Адизеса, не существует.
01 окт. 2022 г.
Управленческая компетенция
Управленческая компете́нция - под этим словосочетанием понимают личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную управленческую задачу и добиваться высоких результатов. Отсутствие той или иной управленческой компетенции у человека снижает его компетентность в управленческой сфере. Чем большее количество управленческих компетенций есть в арсенале руководителя, тем более компетентным управленцем он является.
01 окт. 2022 г.
Вертикаль власти
Во всех серьезных организациях: в армии, в церкви, в солидных правительственных учреждениях, в крупных корпорациях, годами отлаживаются традиции и ритуалы, способствующие подчеркиванию Вертикали Власти и особого места ФИГУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ. Бережно формируются правила и порядки, обеспечивающие принятие власти руководителя, подчинение его распоряжениям на самой надежном — на бессознательном уровне.
07 янв. 2017 г.
Заповеди руководителя
Единой науки управления - нет, каждый руководитель в зависимости от своих задач, своего окружения и своих личных особенностей подбирает под себя свою корпоративную культуру, свою политику и свой стиль руководства. Заповеди руководителя - это самые главные правила, которые, как напоминалки, подсказывают самому руководителю и тем, кто у него учится, о чем в процессе управления людьми ему нужно помнить в первую очередь.
20 янв. 2015 г.
Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат (Д. Кеннеди)
Только Дэн Кеннеди мог осмелиться написать такое руководство по безжалостному менеджменту – без всякого рассусоливания и высокоученых теорий, только железные рецепты, проверенные на деле. Теперь, когда у вас есть эта книга, уму непостижимо, как вы могли до сих пор без нее обходиться. Она облекает вас правом вернуть себе власть над своим бизнесом, задавать правила, ставить во главу угла прибыль и добиваться настоящих результатов от тех, кто на вас работает.