Руководитель
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Руководитель — тот, кто определяет людям работу в рамках данной ему власти.
Основные функции руководителя:
- Планирование — процесс постановки целей и поиска оптимального способа их достижения. Результат этого процесса — понятный и реалистичный план действий.
- Оперативное управление: распределение задач, распоряжения — задания подчиненным с учетом их обязанностей и способностей.
- Контроль — сверка того, что делается с тем, что было запланировано.
- Формирование команды — подбор, обучение и воспитание кадров.
- Организация работы и мотивация сотрудников.
Две главные стороны работы руководителя: Организатор процесса и Двигатель процесса. Смотри →
Рыба гниет с головы, но и развитие организации определяет ее руководитель: если он действительно руководитель, а не исполнитель на роли руководителя. Один из первых вопросов — вы собираетесь развивать свою компанию как Аппарат или как Команду? Команда дает потрясающие результаты, создает атмосферу творчества и сотрудничества, хорошая команда работает сама, освобождая руководителя для реализации новых задач — а аппарат создавать проще, дешевле и реалистичнее.
Второе — работа с лидерами. Лидер и руководитель — не одно и то же. Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду — это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс — это руководитель. См.→
Руководитель не всегда бывает лидером. Должен ли он быть им? Не всегда, не везде. В организации как аппарате лидеры не нужны, а а в организации, где строится команда, лидер нужен. Но — тут две проблемы. Первое — откуда брать людей с лидерским потенциалом, если их днем с огнем не отыщешь, второе — как из неуправляемых, а то и негативных лидеров делать людей, которые будут работать на вас и ваши задачи. Единственный реальный путь — развивать свои лидерские качества. Хорошо, что это вполне возможно.
Правила успешного руководителя
- С утра — напоминаем себе задачи год, на квартал и на месяц.
- Уточняем план дел на сегодня.
- Все задачи расставляем по приоритетам: сосредотачиваемся на самом важном.
- Удостоверься, чтобы твои (главные) сотрудники заняты тем, что наиболее приоритетно.
- Работа на позитиве: опора на сильные стороны свои и своих сотрудников.
- Выдели время и проверь слабые места: где и в чем у тебя или у сотрудников случаются проколы. Что нужно сделать, чтобы в будущем их было меньше?
- Каждый час — 10 минут отдых (активный). В это же время — самоотчет себе о сделанном.
- Вечером — подведение итогов дня и формирование плана дел на завтра.
Выше конкретных правил — Заповеди руководителя, самые главные его ориентиры и правила.
Психология руководителя
Руководитель — это не должность, а психология, образ жизни и образ мысли. Руководитель:
- Всегда думает о нужном впереди результате (устремлен в будущее, а не разбирается в прошлом).
- Всегда отдает распоряжения, хоть сотрудникам, хоть коллегам, хоть боссу. Не объясняет, а руководит! Дает инструкции.
Подробнее Психология руководителя
Как развивать у себя навыки руководителя
Одни из главных умений руководителя: умение отдавать распоряжения и привычка делегировать дела, с которыми могут справиться другие. Как это развивать? Практиковать, практиковать, практиковать...
Вот как об этом пишет капитан ВВС (Весеннего Всесинтоновского слета) Татьяна Королева-Курбатова:
В этом году многое делегировала, ввела должность «лидер дня», которой раньше не было. Передавала ответственность за дела и решения. В этом году я передала 4 ключевые роли, которые раньше тянула на себя, ибо мне казалось, что никто, кроме меня, не справится. (Кто знает, как мне трудно доверить руль машины даже мужу, тот меня поймет) Успевала проводить разные сплачивающие мероприятия для команды. Второй год на «ура» у нас идет игра «Тайный друг». И с удовольствием наблюдала, как в команде адаптируются и пропитываются ВВСными традициями ранее скептически настроенные новички.
Все эти навыки хочу довести до совершенства в следующем году.
Что планирую на следующий год:
1. Больше вкладываться в новые команды. Заметила, что в этом году было набрано много новых команд и новых капитанов. Хочу продумать систему поддержки и поощрений для них. Например, предложить организаторам отдельные номинации. Готова проводить экскурсии по Слету.
2. В своей команде хочу попробовать новый формат «дети работают — взрослые отдыхают». Заметила, что сейчас дети, скорее, паразитируют на взрослых, а взрослые их развлекают. Хочу организовать систему, при которой дети будут учиться дежурить (мыть посуду, готовить), а кто подежурил, будет приравниваться к взрослым и иметь право на ночную дискотеку и игру в Мафию. Ну а кто не дежурил — ложатся спать в 22.00, как дети.