Грамотная критика
Грамотная критика - та, после которой человек хочет поправить случившееся по его вине и может это сделать с вашей помощью.
Основные правила грамотной критики
Критикуя - предлагай. Если на совещании вы хотите выступить против какой-то идеи, то или предлагайте свою взамен - или молчите.
Не критикуйте, если взамен поведения человека вам предложить нечего.
Как-то мои маленькие дочки подрались между собой. Я им с праведным негодованием начал внушать: "Девочки, драться - нехорошо! Нельзя сестре бить сестру! Если что-то не поделили - говорите нам!" Очаровательные создания внимательно меня выслушали и одна из них задала вопрос: "Я поняла, что драться нехорошо. А как поступать правильно, когда она у меня силой отнимает мою куклу, а вас рядом нет?" - и ждет ответ. Я понял, что у меня сегодня плохой день, потому что у меня не было хорошего ответа на этот вопрос. А у вас - есть наготове? И я тогда дал себе зарок: если у меня нет простого решения, которое я могу предложить детям вместо их ссор, я на детей не ругаюсь и их не критикую.
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Разберитесь с "Потому что и Для того, чтобы". Ваши ориентиры -
- позитив: ваша критика должна рождать энергию, уверенность в себе, желание действовать↑,
- конструктив: не что плохо, а что и как можно сделать лучше↑.
- ответственность. За результат вашей критики отвечаете вы. Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).
Композиция грамотной критики
Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:
- Плюс-помощь-плюс,
- Веселый наезд
- Развернутая критика,
- Критика в обход сопротивлений.
- Критика, развернутая до размеров разборки: смотри Подготовленная разборка
Подробно смотри Композиция критики
Выбор способа и формы критики
Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:
Обидчивость, эмоциональная неустойчивость личности. Душевно здоровый человек на критику не обижается. Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей. См.→
Значимость предмета критики. Человек ошибся там, где никогда не считал себя профи - одно дело, он никогда тут ни на что не претендовал. Вы вынуждены критиковать то, что всегда было предметом гордости человека - ситуация гораздо более опасная. См.→
Какое окружение. Как правило, лучше критиковать наедине, человеку так легче сохранить лицо. С другой стороны, если человек в защите, а окружение на вашей стороне, то лучше начать разговор при всех: вас поддержат.
Ваши отношения. Чем выше ваш статус в глазах критикуемого и чем лучше ваши отношения и контакт, тем больше вы можете себе позволить. Высокостатусной личности и руководителю позволено больше. Если вы никто, то и критика вам особенно не разрешена. Очень много определяют отношения между вами, в первую очередь доверие к вам. Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить тебе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.
Мера критики
Как часто можно критиковать? Как много? Критикуют чаще всего люди с негативной установкой, склонные видеть во всем недостатки и недочеты. Если критики от вас слишком много, воспитывайте в себе позитивный взгляд на людей и отношения. Смотри Как развивать позитив
С другой стороны, чтобы критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в человеке возможность идеала, критики в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и тогда возникает вопрос — делать ли это? Ответ: даже при использовании самых грамотных форм нагрузка критикой должна быть в определенных рамках, превышение которых дает перегруз.
Недогрузил — человеку работы недостаточно, он будет слишком расслаблен. Перегрузил — совсем не будет работать. Значит, ищем приемлемый диапазон и постепенно приучаем человека работать все больше и больше.
Впрочем, один ориентир полезен всегда. В большинстве случаев полезно помнить: "На одно критическое замечание - семь похвал, семь позитивных контактов". Посчитаете?
Ошибки в критике
В грамотной критике недопустимы конфликтогены, обвинения и позиция Жертвы.
Если ваша критика воспринимается как конфликтоген,
- спросите партнера, в какой форме вам было бы лучше (правильно) сформулировать свое пожелание-критику-недовольство.
"Я видел, тебе не понравилось, как я сделал тебе замечание. Прости меня пожалуйста, я не хотел сказать ничего обидного. Скажи пожалуйста, а как на будущее мне реагировать, когда я хочу тебя поправить?"
- используйте формат и композицию грамотной критики. Смотри Композиция критики
Вместо критики
Иногда в интересах дела вместо критики можно использовать другие, более эффективные способы влияния. Смотри
- Реакция на ошибки окружающих
- Способы эффективного влияния
- Я-послание
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>