Личностные особенности и форма критики
Душевно здоровый человек на критику не обижается. Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. Легко обсуждать что-либо с людьми воспитанными, знакомыми с форматом, труднее бывает с обидчивыми и невротиками.
Если ошибка невелика, а человек не обидчив, взрослый, эмоционально устойчив, критические замечания в его адрес можно формулировать прямо и открыто, хотя требование конструктивности остается в любом случае: «Ты был эффективен в этом… Ты был бы более эффективен, если… (Ты будешь более эффективен, когда…)» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»
То есть: «Что хорошо, что изменить или добавить».
Если личностно критичная ситуация — перед корректной формулировкой поднимите человеку самооценку, поставьте повышающие ресурс (энергию и защищенность) формулы: "Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек".
Ты ОК.
В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.
Перспективы развития
В хороших организациях, как и в хороших семьях, детей и сотрудников учат тому, как воспринимать критику. Воспитанные дети и качественные сотрудники к критике относятся спокойно, конструктивно и внимательно: все выслушают, поймут, уточнят и примут как руководство к действию. И скажут спасибо за уделенное им время и внимание.
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>