Формат
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Что такое формат? Есть некоторые вещи, которые мы расцениваем как неуважение к нам и считаем в отношении нас непозволительными. Установление подобных обязательных и жестких требований — это установление формата.
Так с нами можно — а так нельзя.
Шире: это то, что не позволительно в отношении значимых для вас людей («Дети, с бабушкой так разговаривать нельзя!»), в отношении к важному делу («За рулем не отвлекаются!») или в отношении к себе («Никогда себе не ври!»).
Формат — про уважение. Он нужен, когда есть неуважение к нам и значимым для нас людям. Он про то, что для нас полностью неприемлемо, и этим формат отличается от правил.
В школе детям нужно сидеть с ровной спинкой, тетрадочка наискосок, ручки перед собой. Это формат? Нет, это только правила, а правила можно нарушать: можно закончить 11 классов, делая все наоборот. А вот на уроке вскакивать ногами на парту — недопустимо. Это — формат!
Формат — это требования, но жесткие. Это правила, но обязательные и не обсуждаемые. Это то, на чем люди настаивают. Это то, на что люди реагируют мгновенной критикой. Это то, из чего люди готовы расстаться, если другая сторона эти правила и требования не соблюдает.
Хорошо просматривается формат в армии: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим!». Здесь нет выбора. Есть нормы, требования и обязанности для всех.
Итого, формат — это форма поведения, обязательная для определенного круга ситуаций. Это специально заданное поведение и часть обычно естественных реакций, которые предлагается сделать осознанными, подконтрольными и соответствующими семейным, корпоративным либо другим, общественным и социальным стандартам.
Виды формата
Разных видов формата столько, сколько важных для людей ситуаций, в первую очередь ситуаций межличностного общения, где требуется специальное поведение и специальное реагирование.
На гражданке можно быть рассеянным и вялым, можно сутулиться и посвистывать, говорить сквозь зубы и молчать, когда спрашивают. В армии, когда соблюдается формат, офицеры собраны, держатся прямо, четко отдают распоряжения и четко подтверждают, что распоряжение будет выполнено. Деловой формат предполагает только внимание, собранность и конструктив, а не рассеянность, желание развлечься, расстройство или обиды, что разрешается в свободном формате.
Личный формат — совокупность требований к стилю поведения и общения, когда люди вне официоза и заняты не делом, а личными отношениями. Как правило, теплота, открытость, раскрепощенность, эмоциональность, легкие наезды, шутки и разговоры просто так.
Армейский, официальный и деловой — это ответственный формат, формат отношений, где люди заинтересованы в решении вопросов с очень высокой ценой за ошибку. Как правило, это физическая и душевная собранность, вдумчивость, серьезность, конкретика, требовательность к себе и другим, продуманность действий и высокая дисциплина.
Формат общения с родителями, руководителями, старшими по воинскому званию, судьей предполагает выражение к ним уважения, а формат отношения между равными требует уважения территории каждого и отсутствия позиции превосходства.
Формат взаимоотношений мужчины и женщины — это особый мир и куча обстоятельств... Многие люди вырабатывают специальные форматы для специальных ситуаций: например, «Повтори, согласись, добавь» — удобный формат для обсуждения спорных, трудных вопросов.
Для чего нужен формат?
Формат задает нужный стиль общения. Дружеское (личное) общение имеет один формат, деловое — другой. В дружеском формате хорошо дружить, но трудно делать дела. Деловой формат помогает делать дела, но не располагает к дружбе.
Формат полезен для формирования нужного эмоционального состояния, предупреждения или снятия ненужных эмоций. Например, деловой или армейский формат предполагает только бодрость, внимание и собранность, а не расстройство и обиды.
Формат необходим для подчеркивания социального статуса. Когда в зал суда входит судья, принято вставать. Также в лучших вузах принято, что встают студенты, когда в аудиторию входит преподаватель. Раньше подобные традиции были в школах, когда учитель входил в класс, вставали дети. Сейчас эти традиции уходят: что приходит на их место?
В фильме «Наполеон» есть замечательный отрывок, когда Наполеон, ставший императором, сообщает своим родным и близким, как теперь они должны к нему обращаться… Близкие сначала были в полном шоке, но постепенно новый формат усвоили, а через некоторое время стали его осознанно поддерживать: когда они таким образом поднимают статус императора, статус императора работает уже и на них.
Формат жизненно необходим для создания и поддержания авторитета родителей в воспитании детей. Если дети не знают, что такое формат в отношениях с родителями, это, как правило, приводит к ухудшению и разрушению отношений, отучает от собранности и дисциплины, уничтожает основу мужского воспитания. Родители теряют авторитет.
Если вы хотите, чтобы люди относились к вам с уважением, за форматом нужно следить. Не будете следить — получите отношения, которые вас не будут устраивать, начнете страдать и протестовать, но будет поздно.
Несоблюдение формата обычно воспринимается как конфликтоген, хотя бывает признаком близких отношений или чертой лидерского поведения. При всех исключениях, несоблюдение формата, как правило, приводит к ухудшению и разрушению отношений. Воспитанные люди знают, что такое формат, соблюдают формат сами и по возможности следят, чтобы окружающие соблюдали формат также. Задание и поддержание формата — важнейшее условие поддержания высокого уровня отношений. Чтобы отношения были качественными, вначале формат необходимо задать, потом внимательно следить за его соблюдением.
Комментарии (3):
В личных отношениях более приятна спонтанность, близость, доверие, принятие. Если человек этого не умеет, боится, тогда возникает желание "формата", но тогда личная жизнь переходит в деловую, создавая видимость успеха и не принося полного душевного комформа, удовлетворенности, наполненности. Так что ваш совет вреден для дружеских/личных связей. А что касается поведения на учебе, работе, волонтерских проектах и т.п., то там формат помогает не уклоняться от цели, для таких случаев нужно учить детей держать формат.
Формат уважения при общении с должностными лицами - это уважением к личности на определённой должности или уважение к должности?