Как приучать к формату
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Если вы хотите, чтобы люди относились к вам с уважением, за форматом нужно следить. Не будете следить — получите отношения, которые вас не будут устраивать, начнете страдать и протестовать, но будет поздно. Формат легко устанавливать в начале отношений, пока они еще складываються, но добиваться уважения к себе, когда отношения уже сложились — тяжело.
Есть люди, которые вести себя жестко не любят. Они не правы. К сожалению, это необходимо, и установление разумного формата как раз предупреждает ненужные конфликты.
Общие правила установления формата
Если людей не форматировать, с ними бывает тяжело. С другой стороны, если мы начинаем людей форматировать с утра до вечера направо и налево, людям тяжело с нами. Где выход?
Формат уравновешивайте радостью. Вы обрезали человека форматом — вам стало удобнее. А что получил от этого человек? Вы вознаграждаете его за ваши удобства?
Используйте тактику «железная рука в бархатной перчатке». Жесткость и грубость — разные вещи. Возмущаясь нарушением формата другими человеком, не выходите за рамки сами. Воспитанные люди умеют настаивать на должном формате — красиво.
Готового учиться — учите. Человек может быть с вами согласен, но иногда он не умеет вести себя так, как вам хотелось бы. Он хочет избавиться от мата, но, когда в чувствах, перестает за собой следить. Она согласна, что истерики недопустимы, но у нее ПМС. И что тогда? Если другая сторона меняться хочет, нужно помогать, учить и приучать.
Не все сразу. Приучить ко всему сразу — не получится. Сейчас взяли что-то одно — приучаете к этому. И пока здесь вопрос не решен, по поводу всего остального не шумите. Пока улыбайтесь. Всему свое время!
Формат — искусство возможного. Есть вещи, которые ваш партнер выполнять не будет никогда, хотя бы потому, что его это не устраивает. А иногда потому, что он ваши требования просто не в состоянии выполнить, даже если бы хотел. И тогда критиковать бессмысленно и бестолково. Вы можете расстаться, вы можете устроить переговоры, и вы можете снять свои требования формата: все это решать вам.
Особенности приучения к формату
Приучать к формату нужно всех, но всех — по разному.
Маленькие дети — это особый разговор. Объяснить правильное поведение ребенку бывает полезно, но маленькие дети объяснения понимают не всегда, а прямо скажем — плохо. Большее впечатление на них производят яркие картинки (впечатления), понятные образцы и, самое главное, методичность в повторении.
Мамы, которые позволяют своим детям все, через какое-то время не выдерживают и начинают на детей уже срываться. Чтобы дети не садились вам на шею, иногда нужно проявлять твердость.
Очень важно, если в общении с детьми вы изначально, как обязательное и не обсуждаемое, вводите формат: «Мы общаемся без плача». Приучайте детей к формату нормального поведения. Не угадывайте, что дети хотят от вас своим плачем. Пусть они усвоят: пока они плачут — вы их не понимаете. Вы можете понять, что они хотят, только когда они ясно скажут, что они хотят.
Приучение к формату совсем не обязательно сопровождать негативным отношением к ребенку. Напротив того, фон уважительного и доброго отношения вам только поможет.
Многие мамы боятся начинать быть требовательными с детьми: «Я боюсь, что если я с ним начну говорить строго, требовательно, у меня с ним будет потерян контакт, он перестанет меня слушать и убежит». Опасения понятны, но точнее будет сформулировать по-другому: не безлично, не «контакт будет потерян», а «ребенок, недовольный строгостью мамы, начнет вести себя так, чтобы мама видела отсутствие контакта и чувствовала свою вину за это.
Все может быть весело и эффективно. Захватывающую историю, как я приучал к разумному формату своего сына во втором классе, можете прочитать здесь.
С подростками — легче. С подростками уже можно говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, но при этом приходится несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми.
Приучение к формату взрослых людей? С умными взрослыми это проще, чем с детьми, поскольку взрослый человек лучше понимает и многое может сделать, в порядке самоорганизации. С бестолковыми и с людьми «в сопротивлении» это труднее, чем с детьми, поскольку на детей можно надавить, а на взрослого человека это сделать сложнее. Тогда — или приучение втихую, или все-таки договариваемся. Лучше всего, когда приучение к формату может происходить осознанно и в режиме сотрудничества, как выучивание новой формы поведения.
Комментарии (2):
Интереснейшая статья Николай! Установка и поддержка формата идёт в разрез с потаканием и потворством. Благодарю !