Формат с детьми: мы общаемся без плача и криков
Приучайте детей к формату нормального поведения. Не угадывайте, что дети хотят от вас своим плачем. Пусть они усвоят: пока они плачут - вы их не понимаете. Вы можете понять, что они хотят, только когда они ясно скажут, что они хотят.
Обычно, чтобы что-то сказать, ребенку нужно уже немного успокоиться. И это уже хорошо. Хотя продвинутые дети могут четко орать свои пожелания-требования сквозь самый отчаянный плач, вас это устроить не должно: говорите жестче, что, пока ты плачешь, мы с тобой ни о чем не договариваемся. Тебе нужно успокоиться и начать говорить нормально.
Рассказ мудрой мамы, студентки Университета практической психологии.
Моя цель: Научить дочку (4 года) добиваться своего без плача, без стонов и капризов. Что делаю: Рассказываю, как правильно это делать на примерах.
Аня: грустным тоном, постанывая "Маа-аамочкааа,а у меня нет носочков, я не могу их найти".
Я: "Анечка, я понимаю, что ты что-то хочешь, но когда ты говоришь таким голосом я не понимаю, что конкретно ты хочешь. Давай ты поправишь личико, и скажешь что тебе нужно".
Аня: Распрямляет плечики, улыбается, но брови сведены, продолжает стонущим голосом : "Нееет носочков".
Я: "Аня, бровки тоже расправь, и скажи, что тебе нужно. Ты хочешь меня о чем-то попросить? Если да, то так и скажи".
Аня: Вдруг, как-будто скидывает маску и обычным тоном с бодростью говорит: "Мамочка, я хочу тебя попросить: дай мне носочки!"
Я: "Аня, какая ты у меня молодец, умеешь четко сказать! Я теперь тебя понимаю, пойдем дам носочки".
Наблюдения, находки:
В процессе наблюдения оказалось, что Аня практически всегда просит меня со стонами в голосе. Также у нее есть страхи (типа: я лежала, не вставала, хотя давно проснулась, но боялась к тебе подойти, думала, что будешь ругать меня).
Поняла для себя, что Ребенку нужно повторять шаблон поведения постоянно. Не лениться. Как только это войдет у него в привычку, когда он поймет правило, он сделает как нужно. Я еще наблюдаю и учу. Наблюдаю с удовольствием, потому что есть результат. Спасибо Николай Иванович, за Теорию анализа эмоций, это - чудо!
Рассказ продвинутого папы. Дочка Соня, 10 лет, начинает топать ножками и кричать:
- Отстань от меня! Надоел!
Я говорю:
- Сонечка, я не могу этого сделать. Для того, чтобы я от тебя отстал, мне нужно уйти из семьи, бросить маму и тебя. Тогда вы мне станете совершенно безразличны, и я не буду заниматься твоим воспитанием. Этот вариант тебя устраивает?
- Не устраивает…
- Тогда я вынужден к тебе приставать, потому что я хочу, чтобы ты у меня была (перечисляю). Поэтому давай с тобой договоримся: тебе не нравится, что я к тебе пристаю? Наверно я неправильно выбрал язык, наверно ты хочешь исправляться-воспитываться, но только так, чтобы тебе было приятно.
- Да, хочу.
- А как тебе нужно «приятно»?
- Не знаю.
- Давай тогда с тобой изобретем следующее: если, например, у тебя руки ведут себя по-разному - голова не управляет руками - то я тебе говорю одну фразу «верхняя попа» (в оригинальном изложении было сформулировано немного просторечнее). Если ты, например, не следишь за походкой, тело ведет себя отдельно, я говорю «нижняя попа». А если у тебя и руки, и ноги, и голова, я говорю - «Соня, полная попа!»
Она прибежала домой и гворит:
- Мама, теперь если у меня много вещей, и я не могу освободить-разобрать свои руки, то мы с папой говорим вот такую фразу. Но, мама, это только папа может говорить!