Родители, следите за форматом!
Со статусом воспитателей в основном понятно: если родители пользуются уважением окружающих, если другие дети завидуют тому, что у вас такие родители, тем более если ваш папа - царь, а мама - принцесса, то и воспитание от таких папы и мамы нравится обычно больше, чем ежели папа электрик на заводе, а мама - прачка. Дети статус родителей - ценят.
Тем не менее, похоже, контроль формата играет еще большую роль. Под контролем формата мы имеем в виду контроль телесного корсета, контроль выражения лица и контроль разговоров, комментирующих процесс взаимодействий воспитанников и воспитателей. Если воспитанникам даются распоряжения, а дети в это время кривляются, строят недовольные и обиженные мордочки и сопровождают происходящее ироническими репликами, это закрепляется как негативная игра-привычка: ребенок будет недоволен происходящим. Если же красивый генерал отдает распоряжение, во время которого дети стоят выпрямившись, с развернутыми плечами, с уверенным выражением лица и подтверждают: "Да, будет исполнено!", то позитивное внушение тела даст ребенку видение, что у него отличная жизнь и прекрасное детство. Требовательные родители получают звание жестоких тогда, когда они недостаточно требовательны, а именно недостаточно внимательны к формату и разрешают недовольные мордочки. Парадоксально: запрещайте больше - и дети станут довольными...
Аналогично в мягком и свободном воспитании: если сложится так, что тепло родителей вызывало ответное тепло детей, то есть общение родителей и ребенка сопровождалось радостным лицом ребенка, теплыми объятиями любимых родителей и слов: "Любимая мамочка!", то спустя годы уже взрослый бывший ребенок будет вспоминать свое детство с самой искренней теплотой. Если же любящие родители попали на то, что в ответ на их теплоту ребенок кривляется, строит мордочки и кричит на них "Вы меня не любите!", то спустя годы их повзрослевшее дитё легко придумает, что его родители ему все-таки недодали.
Начинать следить за форматом можно с самого простого и естественного: приучить к тому, что, если детям что-то нужно, они говорят об этом без плача и криков. Не угадывайте, что дети хотят от вас своим плачем. Пусть они усвоят: пока они плачут - вы их не понимаете. Вы можете понять, что они хотят, только когда они ясно скажут, что они хотят.
Труднее, но не менее важно следить за тем, что дети позволяют говорить себе в отношении родителей. Интересно, что в воспоминаниях великого князя Александра Михайловича он говорит о том, как им даже в голову не приходило относиться к родителям без уважения. "Одна мысль о том, чтобы явиться к отцу и утруждать его неопределенными разговорами без специальной цели, казалась просто безумием". Дети должны усвоить казалось бы элементарные вещи: свою маму никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя ударить (к сожалению, в некоторых семьях мамы подростков в этом не уверены), на родителей не обзываются, на родителей нельзя повышать голос (можно отстаивать свою точку зрения, но это делается спокойными интонациями) - и так далее.
Часто родители пытаются что-то донести до своих вроде бы разумных детей, а дети - их не слышат, не понимают? Что делать? Вначале - обратите внимание на то, как стоит или сидит ваш ребенок. Посмотрите на характерное фото вверху статьи: пока дочка стоит перед мамой к ней спиной, с такими руками и таким лицом, разговаривать с нею бесполезно. Мама, вначале научи дочку стоять как следует, только тогда она начнет тебя слушать!
Родители, в общении с вашими детьми следите за их форматом! Впрочем, так же верно и то, что ответственные родители следят в первую очередь за форматом своего собственного общения. Детям нужен - хороший пример!
Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым
Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.
Комментарии (3):
Хотелось бы собрать больше конкретных примеров - что делать в той или иной ситуации.