Лучше принципиальная строгость, чем беспринципная доброта
Детей в наше время принято воспитывать как принцев и принцесс. А кто такие родители? Это их слуги.
Одна моя знакомая тех лет общалась по работе с английской супружеской парой, которая снимала квартиру в Екатеринбурге — у пары было двое детишек, причем младшему на момент описываемых событий не исполнилось и года. Знакомая очутилась в гостях у англичан и вежливо удивилась, что в квартире всего одна кровать. Ответ был такой:
— Да, мебель еще не купили, детям приходится спать на полу!
Представляете себе? Единственная кровать в доме отдается не принцам и принцессам, а взрослым?! На русский взгляд — дикость, правда?
Я, когда услышала эту историю, тут же поняла, что мне такой подход нравится. Это вдумчиво и верно — с детских лет приучать наследников не пользоваться всем имеющимся в распоряжении на широкую ногу, а быть закаленными телом и духом, стоически переносить трудности и, разумеется, отдавать все самое лучшее родителям, бабушкам и дедушкам — в общем, ВЗРОСЛЫМ.
За годы своего родительства лично я насмотрелась всякого.
- Видела, как мама разрешает сыну набивать корзину в супермаркете чипсами и еще каким-то съедобным мусором, лишь бы он замолчал и не «позорил ее».
- Видела, как зажравшийся четвероклассник из будто бы интеллигентной семьи выбрасывает в помойку едва надкусанную пиццу.
- Видела, как маленькие девочки объявили бойкот еще одной девочке, потому что у ее мамы — не такая машина, как следует по материально-статусному кодексу.
- Видела, как сын вырывает у матери конфету изо рта и возмущается, как она посмела ее съесть.
- Видела, как дети манипулируют родительскими чувствами и исполняют на них такие ноктюрны, что сердце кровью обливается.
Зачем мы все это делаем?
Зачем ребенку новый телефон, если он и старый-то еще не успел освоить? Зачем ему кроссовки за десять тыщ и пуховик за двадцать? Почему мы отказываем себе в том, что нам на самом деле нужно, и тратим деньги, силы, время на очередное бессмысленное приобретение?
Дети быстро привыкают к родительским неврозам — более того, они стремительно учатся извлекать из них выгоду.
— Мне так тебя жалко! — признается мама, обнимая заплаканную девочку, только что вышедшую из зубоврачебного кабинета.
Слезы моментально высыхают:
— А шоколадку купишь?
Почему мы это делаем — понятно. Потому что у нас не было шоколадок в нужном количестве, не было красивых нарядов и мы даже не догадывались о том, что ребенок, оказывается, может быть аксессуаром. А еще наши дети будто бы должны жить лучше нас. Этой фразой, как щитом, прикрываются многие родители, которых обстоятельства или свидетели вдруг вынудят оправдываться.
Почему — понятно. А вот зачем?
К чему стремиться задаренным, забалованным, толстым (они почему-то в основном все толстые — наверное, в калорийных питательных развлечениях им тоже отказывать нельзя) детям?
С легкостью отдавая детям все самое лучшее, мы на деле лишаем их самого нужного и необходимого.
Я, вообще-то, не очень люблю исполнять песни на тему «раньше было совсем другое время», но, если сделать над собой усилие и кивнуть прошлому... Детей в прежних веках воспитывали иначе, и, пусть у этого воспитания тоже были свои перегибы, и «перегнутые палочки», и «палочки должны быть попендикулярны», в целом из традиционно (по-западному, кстати говоря, — вспомните англичан!) воспитанных детей вырастали нормальные, ответственные люди. Раньше дети помогали взрослым, у них были свои обязанности, они знали, что не каждое их желание будет сей момент исполнено и что взрослые — внимание! — тоже имеют право на вкусное пирожное, красивое платье и новое пальто.
Мы же с вами выполняем детские капризы еще задолго до того, как они появились, и оправдываем себя тем, что «это у всех так», что «ребенок не должен чувствовать себя обделенным», и вообще, «у меня не было таких красивых вещей, так пусть хотя бы у него будут!»
А потом дети вырастают и самым искренним, ненаигранным образом изумляются: зачем родителям такая большая квартира? Почему они не могут купить студенту новую машину? И вообще, в чем смысл жизни, если не в накоплении материальных радостей и убедительном превосходстве перед соседом, у которого — федолага! — не хватает денег на сортир-делюкс.
Самый мудрый человек в моей жизни однажды сказал: «Лучше принципиальная строгость, чем беспринципная доброта». Я думаю, именно в этом и есть любовь к детям. Мудрая любовь!
Комментарии (1):
«Зачем мы все это делаем?» Я думаю, дело в том, что мы боимся нести ответственность за свою жизнь и жизнь наших детей, поэтому и ищем тех, кто взвалит наши проблемы на свои плечи и решит всё за нас. Сделает нам «хорошо», пока мы будем сидеть сложа руки в ожидании волшебной таблетки. Спасибо вам за ваш труд и желание помочь, я надеюсь, вы будете услышаны.