Повесть о Формате. Часть 2. Семь ключиков к порядку в доме
Автор: Елена Кузьмина, психолог, коуч
Выпускница Университета практической психологии
Вдохновившись успехами применения первого плаката, я решила структурировать еще одну сферу нашей с детьми жизни — домашние дела.
На первый взгляд, система может показаться сложной, но она имеет внутреннюю логику и легка для понимания. Расскажу по порядку о ключевых моментах моей идеи.
1. Дела простые, понятные, конкретные.
Для простоты я сделала одинаковое количество дел, по 5, утром и вечером, каждому ребенку. Пришлось кое-чем пожертвовать, что-то перенести. Например, за порядок в детской и в ванной отвечает Андрей, при этом устно я часто напоминаю, что Саша обязательно в этом участвует, это и его дело тоже.
2. В центре внимания — позитив от мамы за выполнение дела.
На первом плакате центральное место занимает изображение обнимающихся мишек. Любовь, одобрение, поддержка — это важно, это на первом месте.
Признаюсь честно, это было нужно не только для детей, это было нужно и для меня самой. В бытовой суете мы, мамы, заботимся в первую очередь о порядке и комфорте и часто забываем о проявлении любви к детям. Напоминание всегда кстати.
Кроме того, на отдельном плакате я записала роль мамы во всем процессе.
Это вызвало бурю положительных эмоций у Саши, т.к. теперь он получил инструкцию как получить от мамы объятия и поцелуи. (Я задумалась — неужели раньше я так редко проявляла нежность к ребенку, что он буквально «изголодался» по объятиям? Не так уж редко, но, видимо, недостаточно).
3. Санкции присутствуют, и они конкретны.
Санкции выбирала с точки зрения полезности для организма и скорости выполнения. Утром времени обычно маловато, поэтому приседания, это быстрее. Вечером уделить 2-4-6 минут упражнению тоже можно. Раньше мы занимались одними только приседаниями за разные проступки, и это стало уже слишком легко для них.
Хочу сказать, что приседания утром мы делаем крайне редко — все дела обычно выполняются. А упражнение «Стульчик» (застыть в полуприседе: как будто сидишь на стуле, но без стула) бывает пару раз в неделю. Поначалу «стульчики» были кривые и стонущие. Сейчас дети уже приучились и стоят «стульчиком» ровно и красиво, одно загляденье.
Саша не упускает случая поторговаться в мелочах: — Мама, если я буду очень красиво «стульчиком» стоять, ты разрешишь мне на 2 секунды меньше стоять?
Кстати, санкции не избавляют от необходимости доделать несделанное дело.
4. Старшие следят за младшими и несут ответственность за дела младших.
Самый заметный эффект от этого правила я увидела в изменении взаимоотношений Саши и Юли. Если раньше это были в основном ссоры и обзывания, то теперь Саша переменился. Он почувствовал себя старшим, ответственным, и сейчас применяет все свое красноречие для того, чтобы отвести Юлю чистить зубы. С другой стороны, Юля стала меньше задирать Сашу, стала относиться к нему теплее и чаще его слушаться.
Побочный, но очень приятный эффект этого правила — у мамы стало меньше забот, как минимум вполовину.
5. Дети сами докладывают о сделанных делах, а не мама у них выспрашивает.
Это правило, наверное, очевидное для опытных воспитателей, я осознала только сейчас. Раньше мне самой было тяжело поддерживать регулярную проверку дел, т.к. я «активно работала»: сначала смотрела дело в списке, затем шла проверять как оно сделано, затем смотрела следующее дело и т.д. Дети в этот момент могли продолжать играть и баловаться.
Теперь они сами прибегают и хвалятся «Я зубы почистил!», «Я кровать заправил!». Если не прибежали, то я могу спросить «Расскажите, что сделали». Ответ «Все сделали» не принимается, прошу рассказать все подробно.
Теперь проверка занимает менее минуты, и делают это — сами дети.
6. Договоренность устанавливается на 2 месяца, затем пересматривается.
Идея ограничить срок действия была нужна в первую очередь мне, чтобы зафиксировать: этот процесс будет иметь результат, у него есть конкретный срок, когда будут подведены итоги. По окончании этого срока мы возьмем новые дела, более актуальные на тот момент. Обновление поможет всем нам сохранить интерес к процессу и увидеть свое собственное развитие.
7. В качестве бонуса — приз на горизонте, который уменьшается, если дела не делаются.
Когда я думала как презентовать новую систему детям, я решила начать с чего-то приятного. Обычно к концу учебного года мы покупаем детям какие-то подарки (процесс для меня мучительный, потому что покупать подарок ребенку, который ведет себя из рук вон плохо, совсем не хочется). В этом году я предложила детям самим купить себе подарок на сумму 1000 рублей, которую я им выдам по окончании учебы. Предложение было воспринято с энтузиазмом.
После этого я сказала, что, разумеется, подарки получают дети, которые быстро, легко, качественно и самостоятельно делают свои домашние дела. А чтобы нам убедиться, что вы — именно такие дети, мы будем отмечать ваши дела в специально купленном блокнотике. Дело не сделано — минус 3 рубля. Поэтому если кто-то поленился, то у него к концу мая будет не 1000 рублей, а меньше.
У Саши система вызвала полный восторг. Он заявил, что не пропустит ни одного дела и тут же включил режим электровеника, сделав за 10 минут все, что можно было сделать. (Я для себя отметила, что ребенок уверен в своих силах, энергичен, готов работать для достижения цели. При этом присутствует недальновидность — делать все дела по максимуму ежедневно для него маловероятно).
У Андрея реакция была резко негативная. Увидев в списке пункты про уроки и про настроение он посчитал, что выполнять максимум каждый день — нереально, целую 1000 он не получит, а значит и участвовать в этой затее бессмысленно. (У него все наоборот: реалистичный взгляд на ситуацию и заниженная оценка своих способностей).
Через некоторое время он успокоился тем, что нашел у себя в кармане немного мелочи, и понял, что может компенсировать некоторое количество пропущенных дел. (Фактически, дал себе право на ошибку). После этого дело пошло на лад.
Кстати, дети выторговали еще один бонус — если ребенок делает какое-то супер-полезное дело для семьи, то он получает +1 руб к призу.
Со временем все вошло в свою колею. Дела стали делаться гораздо быстрее и качественнее. Приз потихонечку тает, но свои 900 руб они, похоже, получат.
На этом я завершаю рассказ об установлении формата с детьми. Возможно, мой опыт кому-то будет интересен и полезен. А если кто-то из читателей возьмется реализовать нечто подобное в своей семье, то приглашаю вас поделиться результатами и совместно обсудить эту тему. Буду рада быть вашим собеседником!
Первую часть статьи смотрите здесь: «Разговоры или 7 плюсов маленького плаката»