Волшебный формат, или Какую судьбу мы подарим нашим детям?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovn
Как и любые привычки, хорошие привычки у детей вырабатываются с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно срок от 20 до 40 дней является достаточным. Однако нередки ситуации, когда родители ежедневно напоминают детям о необходимости чистить зубы или делать утреннюю зарядку, дети это нехотя выполняют, но хорошие привычки так и не вырабатываются, даже спустя годы.
В чем причина?
Причина заключается в том, что дети каждый раз делают это — нехотя.
Расшифруем: дети не просто идут чистить зубы, а делают это с недовольным лицом и внутренним (а иногда и внешним) бурчанием. Делают зарядку лениво и недовольно... Какой же навык они по факту укрепляют каждый день? Они ежедневно формируют и закрепляют привычку испытывать недовольство от чистки зубов и утренней зарядки, укрепляя нежелание заниматься этими делами.
Какой вывод? Следить за «форматом»: за тем, как дети идут чистить зубы и как они делают зарядку. Это должно происходить бодро и с удовольствием! Нужно следить за внешним поведением.
»Позаботьтесь о том, чтобы детям было приятно это делать». — Конечно, родители часто слышали: если хотите, чтобы дети что-то делали, сделайте так, чтобы им это нравилось. Ведь с радостью все делается легче! Но автор имеет в виду другое.
Внимание: я говорю не о внутреннем состоянии ребенка, а о его внешнем поведении. Вы можете купить ребенку яркую зубную щетку и пасту с дракончиками, чтобы ему было интересно чистить зубы. А я предлагаю вам следить за тем, с каким выражением лица и с какой осанкой ребенок идет чистить зубы. Вы создаете внешнюю среду, в которой ребенку захочется выполнять нужные действия, а я говорю о том, чтобы следить за стилем поведения, который формирует у ребенка желание что-то делать.
В любом деле важно не только содержание, но и форма. Вы усадили ребенка за уроки — по сути, по содержанию он их выполняет. Но как? С тоской и недовольством? Это не годится: в таком формате уроки не будут выполнены должным образом. С каждым часом такого занятия ребенок усваивает не столько знания по русскому языку или истории, сколько убеждение, что уроки — это скучно и неприятно.
Если каждый день в течение месяца делать зарядку, вырабатывается привычка её выполнять. Но если месяц делать зарядку с недовольными комментариями и несчастным выражением лица, формируется привычка к утренней хандре и неприязнь к зарядке. Именно поэтому в армии новобранцев сначала учат формату: как правильно стоять, ходить и говорить — без кривляний, собранно и по делу.
Итак, что такое «формат»? Формат — это стиль поведения, который создает наиболее соответствующее задаче внутреннее состояние человека: позитивное, конструктивное и ответственное отношение к выполняемой задаче. Это то, как человек стоит, ходит, держится, какая у него осанка, какое выражение лица и глаз, какие интонации и обороты речи. Это внешнее поведение, формирующее внутреннее отношение.
Возвращаясь к нашей теме, повторю ещё раз:
Главная привычка, которую мы должны привить нашим детям, —
это ничего не делать нехотя, всё делать бодро и с удовольствием.
А добиться этого несложно: если видите недовольное выражение лица или опущенные плечи — попросите ребенка исправить это. Элементарно? Сделаете?
ВАЖНАЯ ИСТОРИЯ
В связи с этим хочу рассказать вам историю: очень важную историю. Возможно, именно с этой истории у меня начали меняться взгляды на то, на что должно быть похоже воспитание и что в нем самое главное.
Итак, дело было в деревне, мой сын Шура закончил 2 класс, и в школе сказали, что у него слабовато с математикой. Я решил с ним заниматься. Говорю: «Шура, никаких рыбалок и гулянок, неси сюда портфель, будем заниматься». Шура повозражал, но безрезультатно, после чего побрел за портфелем, тащит его. Я останавливаю: «Нет, Шура, так портфель не носят. Отнеси обратно, и принеси его как следует. Хоть десяток раз сходи. Пока не принесешь портфель нормально, не сядем заниматься, и ты гулять не пойдешь». Шура поныл, но скоро понял — вариантов нет, и на какой-то по счету раз принес портфель уже как следует: спокойно, бодро и весело, как юный пионер. Следующий шаг — портфель не бросить на стол, а аккуратно поставить. Пободались — отработали и это. Он думал, что всё, вынул тетрадку, небрежно бросил её на стол, но и здесь встретил отпор: «Нет, Шура, не брось, а положи. И правый уголок выше левого». Хорошо, поправил тетрадку, после чего сел, упершись на локти, типа уставший. Я поправил и это: «Нет, Шур, так мы уроки не делаем. Садимся, держим правильно спинку, плечики, ручки».
Так началась борьба за формат: Шура отстаивал свое право делать уроки так, как хотел он, а я спокойно настаивал на том, что будет не как хочет он, а как следует.
Понятно, что Шура, как нормальный ребенок, всячески искал возможность изобразить, как ему тяжело и плохо, когда его так доводит противный родитель. Но я стоял непреклонно: «Шура, никаких уроков тебе не будет, если ты останешься в таком формате. Вначале у тебя будет нормальная спинка и нормальное лицо».
Шура поправил лицо и спину, сел нормально, но когда я стал задавать ему задачки, заныл снова: «Папа, я ничего не понимаю в этой математике!». Мой ответ звучал уже уверенно: «Шура, ты перепутал. Учи текст: «Я умный. Я сильнее математики, я с математикой справлюсь. Рядом со мной папа, он мне поможет». Несколько перепалок, и скоро Шура за мной уже повторял этот текст: «Я умный, я справлюсь с математикой, я сильнее математики!»
Это была борьба воль. Он искал всяческую возможность выражать свой протест и свои чувства, но я запрещал ему его протесты и все его чувства, когда он всем своим видом показывал, что вся эта учёба ему обрыдла и утомила. Очередным пунктом стал его почерк. Да, прекрасным его почерк не был и до этого, но тут Шура стал писать совсем недовольными кривыми буквами. Что делать с почерком? Я возразил и на это: «Шура, ты пишешь, как измученный жизнью. Ты, наверно, забыл, как пишутся буковки. Давай с тобой оставим математику и будем учиться писать элементы букв. Пишем строчку кружочков и строчку палочек. Будешь писать некрасиво — возвратимся совсем в первый класс». Шура написал несколько линеечек, потом сказал: «Папа, я вспомнил, как писать нормально».
Вы поняли, первый день был трудным. Это был день установление формата, и мы его установили. Это была — победа! После этого трудного дня всё пошло легко. Теперь у Шуры было всегда прекрасное настроение, которое создавалось тем, что я ему об этом напоминал и следил, чтобы он все делал весело и настроение себе не портил. Это была — новая эпоха!
Любопытно: мы отзанимались настолько великолепно, что Шура за один месяц успешно повторил весь прошлый год и половину будущего. Это, кстати, создало проблемы: на следующий год, в третьем классе, учительница математики на Шуру жаловалась, поскольку он на её уроках все задачи решал прекрасно, но откровенно скучал…
Сегодня, когда я пишу эти строки, Шуре уже 28 лет. Я хотел уточнить у него детали этой истории, но оказалось, что он почти ничего не помнит и вообще сомневается, что это было… Хорошо, что мама помнила больше, и общими усилиями основные моменты мы восстановили. Любопытно, что пару лет назад я спросил Шуру, что он думает по поводу своего детства и как мы его воспитывали. Шура задумался и сказал очень неожиданную для меня вещь. Он сказал: «Вы могли бы быть и построже!»
Да, он прав. Ваня и Шура были моими первыми детьми, я только осваивал эту науку родительства и в то время был сторонником скорее свободного воспитания. Как выпусник факультета психологии МГУ, я был в восхищении от взглядов Карла Роджерса, верил в безусловно позитивное начало в каждом человеке и был убежден, что моя главная задача, как родителя — создать ребёнку обстановку понимания и поддержки, в которой он будет свободно развиваться и осуществлять свои собственные выборы.
Сегодня я так не думаю. Воспитав пятерых детей — прекрасных детей!, — я изменил свои взгляды на воспитание. И именно то лето, когда я летние дни проводил за уроками с Шурой, заложили основы моих новых взглядов.
Да, с тех пор я понял силу формата. Я понял, как важно не разрешать детям делать все эти кривые мордочки, которыми они показывают вам, какие вы мучители. Родители, не бойтесь «подавленных эмоций», которыми вас пугают горе-психологи, и следите за тем, чтобы ваш ребенок не привыкал вести себя, как несчастное существо. Поведение, повторяясь, становится привычкой, привычка превращается в характер, а характер строит уже судьбу.
Какую судьбу мы подарим нашим детям?
Комментарии (32):
Людмила, все выпускники Университета знают, что все начинается - с личности психолога, с личности самих родителей. Дистанция - с нами, мы работаем над собой - всегда! Рад видеть от тебя весточку, обнимаю - и чаще пиши о своих успехах!
Итак, сначала ребенка приучают, что "в этом доме ты ходишь по струнке", "лицо не кривить", "все делать добровольно и с песней". Потом вдруг наступает 18 лет и начнется крик "почему же он ничего не хочет!" А он сам действительно не знает, чего ему хотеть. Ведь все, что ты хочешь, нужно согласовать с этим монстром под названием "семья".