Какими мы хотим видеть наших детей?

01 января 2013 г. в 12:42

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Иногда в голову приходит эта интересная мысль: «Детьми нужно заниматься. Ребенка нужно развивать, ребенка нужно воспитывать!» — Верно, только во имя чего, что мы хотим получить в результате? Чтобы наш ребенок развил все свои задатки и способности? Или попроще: чтобы наш ребенок был не хуже других и одновременно не перетруждался? А может быть, просто чтобы нам не мешался? Направление воспитания задается когда-то осознанно, чаще бессознательно, обычно шаблонами, реже — целями воспитания. Давайте вместе с вами задумаемся о наших целях, когда мы развиваем и воспитываем наших детей!

Впрочем, о целях воспитания и развития мы говорим, когда мы в разумном и осознанном состоянии. А часто мы в таком состоянии пребываем? Когда родители, то есть просто молодые люди и девушки, живут обычным для себя образом, то есть не думая, пребывая в малоосознанном состоянии, они детей не воспитывают, они рядом с ними просто живут и просто к ним как-то относятся. Как? По-разному... Иногда они отделываются от детей, мстят детям, разряжаются на детей, а иногда — подают детям пример бодрости, позитива, любви, творческого отношения к жизни. Если вы не умеете детей воспитывать, не нужно этого делать. Просто живите с детьми, больше с ними общайтесь, дружите с детьми, и вы сделаете для них лучшее, что можете сделать. Если вы будете делать это с радостью и душой, у вас все равно вырастет воспитанный ребенок, хотя вы и не ставили это специальной целью.

При этом, воспитанный ребенок — все-таки лучше, чем невоспитанный. Невоспитанные дети — это дети дикие, живущие своими хочу и воспринимающие всех окружающих как нечто, чем они могут пользоваться или с чем нужно воевать. Напротив того, элементарно воспитанный ребенок — это уже существо адекватное и скорее полезное, чем вредное. Да, он все равно еще ребенок, но хотя бы — ребенок воспитанный.

Воспитанный ребенок — это воспитательная задача-минимум. Это хорошо, но мало. А какая стоит задача перед продвинутыми родителями, перед теми, кто хочет и может большего?

Как правило, хорошим родителям хочется вырастить детей в первую очередь здоровых физически и душевно, развитых (спорт, культура, образованность, и все-таки поболее школьной программы), умных (свободно, живо и точно мыслящих), порядочных (уважающих других людей, заботящихся не только о себе), счастливых, творческих и дисциплинированных, готовых к встрече с жизненными трудностями и способных делать в жизни большие жизненные проекты.

Это можно сформулировать проще: это задача воспитать из ребенка — взрослого человека. А конкретные показатели — воспитать из ребенка идеального сотрудника. Идеальный сотрудник — это не просто человек думающий, дисциплинированный и ответственный, это человек творческий и инициативный, лидер и руководитель, которому можно поручить проект в уверенности, что он его возьмет на себя и все сделает. И если вы умеете воспитывать сотрудников — вы теперь знаете, как воспитывать детей, и у вас нет разделения семья и работа. К сотрудникам на работе вы относитесь, как к любимым детям, а к своим детям — как к взрослым людям и ответственным сотрудникам.

Ставя задачи учебы и развития, внимательные родители внимательны к трем вещам: 1) к тому, что востребовано жизнью, 2) к задаткам и способностям ребенка и 3) к тому, что ребенку самому хочется. Чем мудрее родители, тем чаще они расставляют именно такие приоритеты: вначале то, что требует жизнь, после учет того, на что наши более способны, и в последнюю очередь то, что ребенку хочется. Почему так? Потому что у умных родителей ребенок увлечется как раз тем, к чему он более способен и что наиболее перспективно по жизни.

Но это все — задача минимум. Более уверенные в себе родители, готовые вкладываться в своих детей, ставят цели более серьезные. Их задача — воспитать ребенка, который будет их опережать. Опережать в первую очередь по уровню культуры: ваш ребенок будет человеком более образованным, чем вы, у него будет шире эрудиция и глубже познания в направлениях, важных для его будущего. У него будут лучшие манеры, чем у вас, ваша дочь будет еще более женственна, чем мама, а ваш сын — мужественней, чем папа. Ваши дети в сравнении с вами будут еще более собранными и целеустремленными людьми, и одновременно еще более душевно стойкими и счастливыми. Да?

А самые лучшие родители могут поставить перед собой задачу-максимум. Это больше, чем воспитать из ребенка воспитанного взрослого человека, больше, чем подарить ребенку счастье, здоровье и жизненные перспективы. Задача максимум в воспитании — воспитать детей такими, чтобы они сами воспитали детей, которые будут такими же. И не просто такими же, а которые воспитают детей таких, которые воспитают детей таких... — и так далее.

Подчеркнем, что одна из самых больших и главных задач, это:

Воспитать ребенка так, чтобы он поставил себе задачу воспитать своего ребенка человеком здоровым, заботливым, творческим, счастливым — и чтобы ребенок его ребенка поставил себе задачу такую же!!

Дети, воспитанные вами, должны продолжить идею воспитания по вашим канонам. Затем – внуки, правнуки и т.д. Система должна сама себя воспроизводить. Иначе проект «Ребенок» — краткосрочный, всего на одну жизнь. Настоящий проект «Ребенок» должен перерастать в проект «Династия».

  • Цели и направление воспитания детей
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Если любишь — воспитывай!"
27 авг. 2015 г.
У меня пятеро детей, все уже выросли и все — достойные люди, но в своих педагогических поисках я прошел большой путь и взгляды свои менял.
21Подробнее →
Картинка к "Методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей"
01 янв. 2004 г.
Родителей можно разделить на три категории: «проблемные», «обычные (средние) родители» и «продвинутые родители».
Картинка к "Правильное воспитание"
01 янв. 2010 г.
В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания.
Картинка к "Принципы и подходы в воспитании детей"
01 янв. 2010 г.
Воспитывая ребенка, нужно иметь в виду, что ребенок - активный и живой, и в большей степени решает свои задачи, нежели воспитывается нами.
Картинка к "Воспитать в себе воспитателя"
01 янв. 2010 г.
Рано или поздно воспитывать детей приходится, по крайней мере нужно удерживать детей от того, что элементарно опасно для них или или окружащих.
Картинка к "Задача воспитать детей, которые воспитают детей, которые..."
01 февр. 2013 г.
Какие люди вызывают наше восхищение? Живые и мыслящие, умелые и трудолюбивые, порядочные и ответственные, с развитой индивидуальностью и свободно выбирающие свой путь, умеющие радоваться жизни и просто счастливые - наверное, именно такими мы всегда хотим быть сами, такими мы хотим видеть наших детей. Наш идеал - человек развитый и успешный, знающий что он хочет и умеющий этого добиваться, человек-личность. Да? На мой взгляд, этого определенно мало. Человеческая жизнь здесь только начинается. ;;
Картинка к "Жить с детьми или воспитывать детей?"
19 июн. 2014 г.
Воспитывать — это значит прививать полезные для жизни умения и навыки.