Формат и выработка привычки: закон параллельного подкрепления

01 января 2013 г. в 11:04

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Основной массив того, что у нас внутри формируется — это наши привычки. Любая роль, которую ты играешь долго, становится твоей природой: ты в нее вживаешься, она к тебе прилипает.

«Совершил поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу».

Фильм «Майор Пэйн»

Как общее правило, привычка вырабатывается с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно в срок от 20 до 40 дней. Однако из любого правила есть исключения.

Фильм «Римские каникулы»

Бывает, что привычка не вырабатывается. Случается, что повторение даже вроде бы вполне успешных действий к привычке не приводит, более того, приводит к отвращению и усилению внутреннего протеста.

Бывает, например, что некоторые роли играешь день за днем и чувствуешь, что эта роль не твоя, не становится твоей. В чем здесь особенность? Почему какие-то роли прилипают, а какие-то отторгаются? Или: отчего после повторения возникает иногда быстро привычка и прежде чужое становится привычно-родным, а другой будет годами делать и внутренне чувствовать, что это — чужое, что он насилует свою хрупкую человеческую психику.

Например, родители ежедневно напоминают детям о необходимости чистить зубы и сделать утром зарядку. В одной семье дети это быстро освоили, а в другой семье каждое утро скандал: дети нехотя это каждый раз делают, но хорошие привычки так и не вырабатываются — годами!

В чем причина? Причина именно в том, что дети каждый раз делают — нехотя.

Расшифруем: они не просто идут чистить зубы, а делают это с недовольным лицом и внутренним (а то и внешним) бурчанием. Делают зарядку подчеркнуто лениво и недовольно... Какой же навык по факту они воспроизводят и укрепляют каждый день? Они ежедневно укрепляют навык недовольства чисткой зубов и утренней зарядки, они ежедневно закрепляют нежелание это делать, день за днем формируют привычку не хотеть это делать.

Таким образом, сформулируем закон параллельного подкрепления: эффективность основного подкрепления зависит от создающего ему фон параллельного сопровождения, в котором человек фиксирует свое отношение к происходящему. Когда человек совершает какое-то действие, на самом деле он совершает не одно, а два действия: само действие и выражение к нему отношения, свою эмоциональную акцию. Если эмоциональная акция была позитивной, она подкрепляет основное действие и помогает формированию привычки, если же эмоциональная акция была негативная, она препятствует образованию привыкания. Точнее, человек привыкает протестовать против выполнения основного действия.

Закон параллельного подкрепления определяет формирование исполнительности (или нет) сотрудников. Мало отследить, выполнил или нет сотрудник ваше распоряжение: просто факт выполнение говорит еще мало о чем. Важнейший момент — параллельный психологический комментарий, который человек внутри дал вашему распоряжению, тот формат (текст, дыхание и лицо), с которым он все это выполнил. Если вы это не отследили и не обеспечили при необходимости позитивный формат, то вы можете сотруднику давать задание сто раз подряд, и сотрудник сто раз будет делать его плохо. Он будет привыкать делать его плохо, привыкать делать и внутренне протестовать.

Все, что касается воспитания детей и приучения их к хорошим привычкам — определяется законом параллельного подкрепления еще в большей степени. Если на работе формат поведения сотрудников еще как-то задан, то в семье родители редко следят за этим. Результат — дети вроде бы слушаются родителей, но только «вроде бы», на самом деле приучаясь относиться к просьбам и требованиям родителей без уважения, сопровождая их нытьем и негативными репликами.

Большая часть переживаний по поводу поиска призвания решаются на уровне сочетательных рефлексов, это просто позитивные или негативные привычки, которые мы вырабатываем у себя и у наших детей по поводу тех или иных занятий.

Известно, что исправление привычек — трудное дело. Всегда легче создавать новые привычки, чем перевоспитываться, переучиваться от того, что уже есть. А почему? Потому что у людей, как только они начинают делать то, что у них не получается, срабатывает детская привычка — выражать недовольство при столкновении с трудностями. И тогда, переучиваясь, он привыкает к недовольству. Если вы с этим не справитесь, то переучивание превращается в мучение. Если вы решили переучить себя или ребенка/сотрудника, то в первую очередь смотрите: насколько у вас есть мощность, рычаги влияния и возможности отслеживать формат. См.→

Файлы:
  • Формирование привычки
  • Параллельное подкрепление
  • Автор Н.И. Козлов
  • Общение и влияние

Комментарии (1):

Виктор Феофилактов, 11 августа 2013 г. в 19:34
Статья хорошая и полезная. Я работаю спортивным тренером и не раз сталкивался с бесполезным "унылым" выполнением. Спасибо!

Материалы по теме:

01 янв. 2008 г.
Как формируется исполнительность
Эффективность основного подкрепления зависит от создающего ему фон параллельного подкрепления, в котором человек фиксирует свое отношение к происходящему.
01 окт. 2022 г.
Несоблюдение формата детьми
Если не следить за соблюдением формата, то люди начинают воспринимать ваше требование уважения к себе как выражение ваших больных амбиций.
19 янв. 2016 г.
Подкрепление в воспитании детей
Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. 
01 мая 2005 г.
Поиск своего призвания
Чаще всего свое призвание люди находят в том, к чему у них есть особые способности, однако не сами по себе способности определяют, что ребенок назовет своим призванием.
01 окт. 2022 г.
Полезные привычки: как к ним приучать
Основной массив того, что у нас внутри формируется — это наши привычки. Любая роль, которую ты играешь долго, становится твоей природой: ты в нее вживаешься, она к тебе прилипает.
01 янв. 2010 г.
Сочетательный рефлекс
Любой сочетательный рефлекс, будучи од­нажды воспитан при многократном повторении, постепенно слабеет и, наконец, исчезает совершенно, но может быть вновь оживлен при во­зобновлении сочетания с основным раздражением. При более частом повторении сочетаний со­четательный рефлекс становится все более и более прочным, и в конце кон­цов может обнаруживаться значительное число раз без поддержки основного стимула.