Поиск своего призвания
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Чаще всего свое призвание люди находят в том, к чему у них есть особые способности, однако не сами по себе способности определяют, что ребенок назовет своим призванием. Ребенок, чтобы ему пережить радость или уныние, смотрит, что и как делают окружающие. Если он хорошо поет и видит, что им восхищаются, он расправляет спинку. Если кто-либо поет лучше его, он делает «тоску» и поникшие плечики. Поэтому, если у ребенка есть хорошие способности, если окружающие его хвалят и его выбор поддерживают, то скорее всего, занимаясь этим делом, у него будет радостное лицо победителя, это скоро закрепится, и в итоге его профессия будет ему нравиться. Его дело будет ему нравиться, потому что он делает его с радостным лицом, со свободным дыханием, в позитивном формате.
Если ребенок видит, что родители не поддерживают его увлечение, например, эстрадным пением, и он под их давлением вынужден заниматься инженерно-строительными изысканиями, то сразу чувствуется внутреннее состояние ребенка, как он садится за стол и тяжело смотрит на учебники по сопромату. Дело не в том, что ему инженерия не близка, дело в том, что он сел за учебники с неправильным дыханием, лицом и поникшими плечиками, он стал заниматься сопроматом с негативным форматом. И каждый последующий день он вырабатывал привычку тосковать при слове «сопромат» и «инженерная деятельность». Дело здесь не в давлении на ребенка, а в разрешении ему заниматься делом, которое для него тоскливо, а еще точнее — которое он привык выполнять в привычно тоскливом ключе. Это только привычка, привычка к негативу, которую родители не отследили и позволили заякорить сопромат как нечто негативное.
Если же те же самые родители, которые не выразили восторг от интереса ребенка к карьере эстрадного певца и направили его стопы в инженерно-строительный институт, одновременно с этим приучили его любое дело делать в позитивном настрое, результаты будут уже иные. Бодрой походкой он пошел знакомиться с институтом, с живым лицом (почему с живым? Потому что его приучили заниматься делом именно так) засел за учебники, относясь к инженерии не как к каторге, а просто как к новому делу, и скоро смог похвалиться: «А я теперь знаю, как рассчитывается прочность этой балки!» Его учеба получает позитивное параллельное подкрепление, и через год этот молодой человек будет убежден, что он с детства имел это призвание: инженер-строитель.
Большая часть переживаний по поводу поиска призвания решаются на уровне условных рефлексов И.П. Павлова, это просто позитивные или негативные привычки, которые мы вырабатываем у себя и у наших детей по поводу тех или иных занятий.