Как научить детей вежливой просьбе вместо раздражающего ора
Автор: Лилия Смыслова
Выпускница Университета практической психологии
Целевая аудитория статьи: родители детей-докольников (1-7 лет).
«Дай! Я хочу! Хочу это! Не хочу то! Буду то! Не буду это! А-а-а!» — пронзительные визгливые детские крики доносятся со всех сторон на пляже, на котором мы отдыхаем с семьёй. Наши детки, сын 6 лет и дочка 3 года, тоже временами ведут себя ничуть не лучше — забываются.
Наблюдаю за действиями родителей орущих детей, ровесников нашим. Самая популярная стратегия, ею пользуются в основном бабушки: дитя «заговорить» и отвлечь. Ребенок берется на руки, обнимается, тормошится, и при этом приговаривается: «Ой, смотри, какая собачка/кошечка/ворона/дядя/тетя побежала/полетела/поскакала и т.д.»
Стратегия работает для совсем маленьких детей. Чем младше ребенок, тем быстрее он отвлекается. После 3-х лет, как правило, результативность подобных уговариваний стремительно идёт на убыль.
Тогда следует вторая по частоте родительская реакция: «На, возьми всё, что хочешь, только замолчи!». Этот вариант отлично работает ровно до момента, когда капризному чаду захочется очередного развлечения. То есть минут 15-20.
Ещё варианты: наорать и дать шлепка. Чадо разражается неистовым визгом, и смущённые родители под осуждающими взглядами соседних «отдыхающих» отступают перед этой звуковой атакой, переходя на стратегию №2.
Итог: хмурые лица взрослых, проклинающих день, когда им пришла в голову светлая идея «провести отпуск вместе с детьми», и абсолютно расслабленный, отдыхающий на всю катушку ребёнок, король на троне, рулящий ситуацией так, как правой ноге захотелось.
Как же в этих условиях родителям вернуть власть в свои руки? Как приучить детей к вежливому и спокойному формату изложения своих желаний?
Ключевое условие успешного педагогического процесса — оставаться спокойным. Спокойным, невозмутимым, непрошибаемым, индифферентным и так далее. Подберите свое любимое слово, отображающее смысл спокойного состояния, в котором принимаются разумные решения, лишенные эмоциональной окраски. Говорите себе: «Ребенок орёт — и это нормально. Это показатель его нормального здорового умственного и психологического развития. Всё идёт по плану, так и должно быть».
Если вы ловите себя на страхе, что вас осудят окружающие, разверните плечи, поправьте осанку, поднимите вверх свой гордый нос и скажите себе: «Я — Автор своей жизни. Я — Король или Королева. И в данный момент орёт не просто какой-то ребёнок, а Королевский наследник издаёт свой царский вопль. Мои верные подданные сейчас будут иметь честь лицезреть урок королевских манер и смогут вынести из него много для себя полезного!»
Далее, приступим к наследнику и уроку королевских манер.
Иногда можно просто договориться. Именно, если моя дочь хочет мне что-то сообщить, когда я работаю и занята, она должна положить свою ладонь мне на руку. Я в ответ, не отвлекаясь от своих дел, кладу руку на ее ладошку - это ей сигнал, что мама ее услышала и ей нужно просто подождать. Дочка ждет, а я завершаю дела и обращаюсь уже нормальным образом к дочке. Если же я совсем занята, то я сообщаю дочка об этом поднятой против нее ладонью. Дочка понимает.
Теперь. Из первой стратегии мы возьмём одну хорошую вещь, ее ещё советуют тренерам: когда нужно человека «сбить» с негатива или с упорного противостояния — его следует переместить в пространстве физически. Берём ребенка на руки и ставим в какое-нибудь неожиданное место. Например, на пляже это может выглядеть так: папа берет визжащего трехлетку, несет к морю и аккуратно окунает в воду два-три раза. После чего ребенку становится понятно, что с папой ругаться совершенно невыгодно. С папой нужно сотрудничать. А заодно и с мамой.
Потом родители спокойным голосом сообщают, что: «В нашей семье кричать не принято. Крики у нас никто не понимает, визгливую речь разбирать долго и трудно, поэтому заниматься этим никто не будет. И если ты, дорогой/-ая, хочешь у нас с папой что-то попросить, скажи это спокойно и внятно, лучше всего с улыбкой и прямой спинкой. Если мы сочтем возможным удовлетворить твою просьбу, будь любезен/-на своих родителей радостно и с улыбкой за это поблагодарить».
Из второй стратегии я бы взяла на вооружение одну полезную мысль: иногда нужно действительно дать ребенку то, что он с криком требует. Но дать это заранее, до крика. Ребенок может капризничать от того, что голоден, хочет пить, устал, чувствует физический дискомфорт. И заботливый родитель об этих вещах побеспокоится заранее. Например, если вы идете на пляж с детьми, разумно будет взять с собой воду, солнцезащитные средства, полотенце, смену сухого белья, что-нибудь перекусить и пару игрушек. По моему опыту, простая лопатка с ведерком обеспечивают родителям целый час безмятежного отдыха.
В начальной стадии выработки навыка вежливой просьбы, когда ребенок формулирует просьбу первые 5-6 раз, будет хорошим положительным подкреплением эту просьбу выполнить. И обязательно похвалить за то, что ребенок выразил просьбу правильно. Важно также отследить момент благодарности за выполнение просьбы. «Где спасибо маме?»
Потом можно аккуратно пробовать в просьбах отказывать, добиваясь спокойной реакции на невыполнение. Я бы рекомендовала соотношение 7:1. На семь выполненных просьб один отказ. На общем фоне успешных взаимодействий с родителями одна невыполненная просьба ребенка не расстраивает.
Подсказка родителям: где взять столько тренировочных ситуаций для просьб? Просто перестаньте что-либо предлагать детям без запроса с их стороны. Не предлагайте им, например, поесть или попить. Начинайте есть и пить сами, пусть они увидят и попросят. Захотелось вам с мужем мороженое — купите себе, а детям не предлагайте, пусть они сначала попросят. Идёте мимо каруселей — молчите. Хотят покататься — пусть попросят. И пусть во всех случаях попросят вежливо, спокойно и правильно. Обязательно используя волшебное слово «пожалуйста».
Знаете, было приятно услышать слова продавщицы в одном из киосков: «В первый раз вижу детей, которые стоят и спокойно спрашивают разрешения взять игрушку. Все кидаются быстрей хватать и играть».
Комментарии (4):
Лилия, спасибо за статью. Сам применяю описанные подходы. Спокойствие родителей — всегда работает на обе стороны)
Помню, однажды подсели в электричке мамочка-фифа и весьма капризный, шумный мальчуган лет пяти с планшетом, который на весь вагон стал комментировать свою игру и будоражить пассажиров, не обращая ни малейшего внимания на попытки молодой мамочки и граждан его утихомирить.
Через какое-то время я наклонился к нему, поднял указательный палец и тихо, заговорчески
произнес: ты знаешь, РАЗВЕДЧИКИ НИКОГДА НЕ КРИЧАТ. Они всегда ведут себя ТИХО, чтобы их никто НЕ ОБНАРУЖИЛ. Мальчуган оторвался от планшета, глянул на меня с удивлением и явным любопытством и... ЗАМОЛЧАЛ. Более часа пути его никто не слышал! )))
- Для мальчишек непререкаемым авторитетом и стимулом являются представители военных профессий. Например - давай сделаем стрижку СПЕЦНАЗОВЦА..., это не простой суп, это специальный суп для КОСМОНАВТОВ..., ЛЕТЧИКИ-ИСТРЕБИТЕЛИ так себя никогда не ведут..., ВОЕННО-МОРСКИЕ ОФИЦЕРЫ всегда зубы чистят!
- Девочек можно стимулировать различными конкурсами, например - если будешь так капризничать, тебя никогда не возьмут на КОНКУРС КРАСОТЫ..., если будешь хорошо кушать, тебя пригласят на КОНКУРС ПРИНЦЕСС..., или сказочными персонажами - все ФЕИ всегда слушают маму и не капризничают.
- Можно "позвонить" по телефону - президенту РФ, генералу ВВС, главному космонавту, популярному артисту, певице, на конкурс красоты... и "спросить разрешения" - подстричься, принять лекарство, надеть ту или иную одежду, обувь... и торжественно объявить, что "вышестоящая, авторитетная инстанция дала добро" )), НО только при условии, что "ты не будешь капризничать и всегда будешь слушать папу и маму!"
- Детская еда в случае необходимости может быть "официально заявлена" как - СЕКРЕТНАЯ, ВОЕННАЯ, КОСМИЧЕСКАЯ, ВОЛШЕБНАЯ, ДЛЯ СИЛЫ, ДЛЯ КРАСОТЫ...
И приготовлена, разумеется, по ОСОБОМУ рецепту генерала разведки..., феи сказочного королевства..., гуманоида Вити.
Так что, совсем тут не обязательно воображать себя "монаршими особами" ))
Верно! Благодарю за отличное дополнение! Совсем не обязательно воображать себя именно монаршими особами. Подойдет любая роль - с единственным условием: в этой роли родитель успокаивается (или хотя бы максимально качественно изображает спокойствие) и принимает вид "знающего и важного человека". Ваши примеры - идеально в эту категорию вписываются и ассоциируются с дисциплиной. Способ этот еще Евгений Леонов в "Джентельменах удачи" в детском саду применял :)
Включать фантазию и игру в самые обыденные житейские ситуации - отличная стратегия! Ребенку становится интересно жить, а взрослый сам включается в игру и получает возможность еще раз пережить детство! Есть только одно но: мне кажется, не надо так сильно программировать "мужское"-"женское" с самого начала, люди же разные - и дети разные, кому-то роль военных очень нравится, кому-то нет, и мальчикам, и девочкам. При этом надо четко понимать, что ориентировать мальчиков на военных и разведчков, а девочек на принцесс и фей - само по себе странно, им же в будущем надо будет найти что-то общее. Я, как бывшая девочка, четко помню, что вся "розовость" раздражала и утомляла, но мне неловко было сказать маме и бабушке, что я не такая и хочу стать археологом, а археологи розовые кружавчики не носят! И хоть я археологом не стала, но свое раздражение на мамин сексизм помню до сих пор ...