Школьница, а истерит. Как прекратить?
Составитель: проф. Н.И. Козлов
Итак, ситуация: ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения — у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите.
Что делать?
Первый способ
Задайте ребенку вопрос о величине проблемы
А именно, мы смотрим ребенку в глаза и спокойным голосом задаем один вопрос: Это большая проблема, средняя проблема или маленькая проблема? Когда моя дочь начинала думать о том, что с ней происходит, это действовало на нее просто волшебным образом, по крайней мере здесь, дома. Я задаю этот вопрос, она отвечает, и мы находим способ решить проблему, причем дочка сама предлагает, где искать решение.
- Маленькая проблема обычно самая быстрая и простая.
- Некоторые проблемы она считает «средними». Скорее всего мы их решим, но не в ту же секунду — это помогает понять, что есть вещи, которые требуют времени.
- Если проблема серьезная — а то, что ваш ребенок считает важным, совершенно точно нельзя игнорировать, пусть вам это и кажется полной глупостью, — такой проблеме придется уделить чуть больше времени.
Вот недавний случай, когда этот метод отлично сработал. Мы выбирали одежду для школы, а Алиса обычно очень переживает из-за того, в чем идти, особенно когда на улице прохладно. Короче, она хотела надеть свои любимые брюки, но они были в стирке. Она уже начала кукситься, когда я спросила: «Алиса, это большая, средняя или маленькая проблема?». Она посмотрела на меня и тихо сказала: «Маленькая».
Мы уже знали, что небольшие проблемы легко решить. Я попросила ее предложить вариант решения (я знала, что ей нужно время подумать), и она сказала: «Выбрать другие штаны». Я говорю: «И у тебя есть несколько штанов на выбор». Она улыбнулась и пошла выбирать другие штаны. Я поздравила ее с тем, что она смогла сама решить проблему, потому что очень важно похвалить ребенка за то, что он справился, это поставит окончательную точку в ситуации.
Второй способ
Задайте ребенку вопрос о смысле его крика — и потребуйте его убрать
Девочка Катя очень сообразительная. В свои 10 лет она отточила навык «истерички» на отлично. И в очередной раз, наблюдая эту картину, причём моя дочь оказалась виновницей, я вмешалась в процесс воспитания:
- Катя, СТОП! Зачем ты кричишь? Какая цель?
- Почему Майя берёт мои вещи?!
- Мы поняли, что тебе это не нравится. А кричишь ты зачем?
- Чтобы она не брала мои вещи!
- Для этого кричать смысла нет. Просто скажи ей. Ты так визжишь из-за пустяка, будто на тебя бандиты напали. — Далее включаю очень строгий и решительный тон — Значит так: если ты не слышишь свою маму, тогда я не разрешаю тебе кричать. Любые вопросы теперь ты решаешь только спокойным разговором. Понятно?
- Да.
Далее я положительно подкрепляла её стремление реагировать спокойно. И каким-то волшебным образом последующие 2 дня пребывания вместе прошли в относительной тишине.
Комментарии (6):
Спасибо! Главное, чтобы родители "доросли" до понимания...
:-)
Вау! Не все так и сложно, как может казаться.
Увы, не всегда этот вопрос останавливает истерику. У внучки всегда огромные проблемы, которые решить невозможно. Если гулять, значит, гулять, без альтернативы.
Наши дети делают только то, чему мы их научили, или другие взрослые, имеющие влияние, например учителя или воспитатели. Если в семье не относятся к решению возникающих ситуаций, как к огромным нерешаемым проблемам, то и у ребёнка не будет такой реакции.
Это универсальный подход. Со взрослыми абсолютно также можно действовать.