Дети, уважайте чувства родителей!

22 января 2019 г. в 19:43

Автор: Н.И. Козлов, профессор

Ректор Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Моя студентка, назовем ее Татьяна, опубликовала в общем чате своей учебной группы статью из интернета, которая, по-видимому, вызвала у нее сильные чувства. Я счел важным на это отреагировать, в результате произошла любопытная переписка. Почитайте, думаю вам это будет интересно.

Итак...


«Сегодня мой ребёнок горевал. Горько горевал, плакал навзрыд, кричал и колотил кулаками стену. Ему было больно, обидно и очень горько. Дело в том, что мы распилили его старую кровать и использовали как материал для постройки нового кухонного гарнитура. Муж у меня с руками, детская двухэтажная кровать давно пылилась в гараже, вот мы и решили сэкономить и сделать кухню самостоятельно.

Сын зашёл на кухню в разгар работы и увидел на одной из досок знакомые наклейки. Глаза моментально наполнились слезами, губы задрожали: «Вы зачем это сделали?! Это была моя любимая кровать!». Он злился и кричал, а мы стояли, растерянно хлопая глазами. А дальше было горе, которое выливалось сначала страшной злостью и криками, потом муками и отчаяньем, а затем тихой грустью и надеждой. И всё это внутри маленького 9-летнего мальчика.

Мне в моём детстве горевать не доводилось. Не потому что моё детство было сплошь радостным и чудесным, а потому что мои родители не умели обходиться с детским горем. В ответ на мои детские слёзы мне часто говорили: «Нашла из-за чего расстраиваться! Чего ты там себе напридумывала?! Сама виновата! Чего ревёшь из-за ерунды?! Раньше надо было думать!» и т. д. Один раз я так же рыдала из-за испорченной вещи, а мой папа судорожно бегал по кухне, пытаясь меня накормить, и всё время повторял: «Вечно ходите голодные, а потом ревёте, и отец у вас виноват! Ну-ка, ешь!». И я ела, не помню, что, но ела, давясь слезами. Всё это делалось не из злого умысла, а потому что родители не умели по-другому, не знали, как помочь ребёнку, который переживает настоящее взрослое горе в своей детской душе.

Мой сын сегодня горевал. И я увидела его совсем иным в этом горе, я увидела, как много он прожил за свои 9 лет. Он плакал и говорил: «Мама, эта кровать всё, что осталось у меня от прошлого и той жизни, когда я был вашим единственным сыном. Я очень люблю брата, но очень горюю по тому времени, когда я для вас был единственным любимым ребёнком». Сколько недетской силищи и воли нужно, чтобы признавать любовь к маленькому братику, но при этом горевать и прощаться с частью своего детства! И дальше у нас был трудный разговор о смерти вещей и людей, о том, что жизнь движется и иногда нам бывает больно от этого движения, что взрослеть — это нелегко и иногда очень страшно, но, получая этот опыт, мы можем реализовывать свои мечты и желания. Разговор был совсем недетский, и в конце мой сын уже не плакал, а крепко обнимал меня.

Я очень трепетно отношусь к чувствам членов нашей семьи. Потому что это то, что делает нас родными людьми. Мы можем быть далеко друг от друга, много работать и редко видеться, но если мы чувствуем что-то друг к другу, то значит, мы — семья. И я замечаю, как у моих детей формируется, появляется тот самый навык, которого нам всем сейчас так сильно не хватает — навык поддержки. «Мама, ты расстроена, можно тебя обнять?» — такие слова — норма для моих детей, когда они замечают, что я грущу или плачу. «Тебя мама наругала? Это бывает, давай я с тобой побуду», — эти слова припасены у них друг для друга, если я шумлю и ругаюсь на них. Всё это появляется из их личного опыта, когда мы с мужем старались поддержать и заметить их в трудностях. Невозможно воспитать доброго, честного и любящего человека, можно только показать ему, как это, дать ему почувствовать, что значат доброта, честность и любовь, и надеяться, что он присвоит и попробует сделать этот опыт частью уже своей жизни».


Кто-то из коллег-студентов отреагировал сразу:

«Мать — отправить на нашу Дистанцию, 9-летнего горевателя — на Дистанцию детскую. Для увеличения количества и качества радости в мире!»

Я не тороплюсь отвечать сразу, мне важно разобраться. Я написал:

«Татьяна, ты выложила действительно интересную статью. Скажи, а какое твое к ней отношение? С чем ты согласна, с чем нет, что ты хотела сказать другим студентам этой статьей?»


Татьяна:

Мое отношение неоднозначное. Вы правы, тут имеет смысл не просто поделиться, а именно обсудить с ребятами эту тему, высказав своё мнение по разным пунктам статьи, установкам и тезисам.

А мои мысли следующие:

У каждого человека своё мировидение, индивидуальный опыт, система ценностей и убеждений... а посему, для того чтобы «Мать — на нашу Дистанцию, 9-летнего горевателя — на детскую. Для увеличения количества и качества радости в мире» нам нужен РАППОРТ. Лично я вижу рабочим здесь вариант «повтори, согласись, добавь».

С чем вы готовы согласиться из тезисов этой статьи?

Мне, например, откликается мысль что в своём контексте и личных внутренних интерпретациях человек адекватен в самых разных своих переживаниях. Если он убеждён в том что жизнь позитивна и динамична, и все ценности сохраняются в настоящем моменте, то легко расстаётся с прошлым и не привязывается к вещам.

И тогда на нейтральные события «крушения» каких-то вещей из прошлого у этого человека будут спокойные реакции или вообще их отсутствие.

Однако при убеждении что «эта кровать всё, что осталось у меня от прошлого» — человек ассоциирует себя со своим прошлым, старой кроватью и временем, когда «я для вас был единственным любимым ребёнком» (что тоже как-то по-особенному теперь человек интерпретирует, например, «с появлением любимого брата я навсегда утратил свою неповторимость в глазах родителей, их особенное внимание, безусловное принятие, поддержку...»)

И в таком мировидении крушение (ещё и руками любимых родителей) старой детской кровати — это совсем не «нейтральное событие», и не позитивное обретение стройматериала для новой кухни, а сознательное разрушение самой оберегаемой и ценной части жизни, при сильной ассоциации — разрушение в чём-то самого человека: так он это не только интерпретирует, но и тотально внутренне проживает.

И даже если начал реветь с демонстративного «театрального представления» — чтобы испугать и позлить родителей или просто обратить их внимание на себя, то через 30 секунд (мы же знаем) гормоны ребёнка захлестнут и власть над своим воображением и телом человек без твёрдых альтернативных убеждений скорее всего потеряет.

А рассказывая потом свои деструктивные установки родителям и другим людям, он ещё больше их укрепит.

И как тогда его такого вести на Дистанцию? Хоть на детскую, хоть на взрослую, когда подрастёт.

То же самое с мамой: у неё свой рабочий и жизненный опыт — «Как часто я встречаюсь со взрослыми, которые застыли в детской боли. Как вскрываются бетонные саркофаги слёз и отчаянья, которые когда-то обесценили взрослые и по незнанию затолкали внутрь маленького человека, и он с этим жил со своих 3-5 лет до 35, до 40 и более. Детство не должно быть лёгким и безоблачным, но в нём должны быть любящие тебя взрослые, которые способны заметить тебя не только как благополучного и улыбающегося карапуза, но и плачущего, и злящегося, и горюющего. Заметить тебя такого и принять, не испугаться, не обесценить, не отвернуться, а рискнуть быть рядом с тобой».

НАМ НЕЛЬЗЯ ОБЕСЦЕНИВАТЬ ЭТОТ ОПЫТ И ЦИНИЧНО ОТМАХИВАТЬСЯ ОТ РЕАЛЬНОЙ БОЛИ ЛЮДЕЙ, вот что хочу я сказать.

И говорю сейчас и всегда.

Нельзя, потому что что за игрой в эмоции у людей бывают настоящие глубокие чувства — не всегда, но часто.

И чем талантливее и глубже человек, тем серьёзнее он способен увязнуть в разрушительных для себя ментальных конструктах: в негативных интерпретациях объективно нейтральных событий. Это важно учитывать, если мы действительно хотим привести его на Дистанцию, а не просто насмешливо поумничать перед ним, унизить и оттолкнуть.

С этим мальчиком, успокоив и выслушав его, я продолжила бы работу таким образом:

  1. Поблагодарила бы его за искренность и доверие.
  2. Адаптировав текст под его возраст и уровень интеллекта, познакомила бы его с Декларацией принятия реальности.
  3. На примере кровати и других вещей и событий обсудила бы с ним и помогла составить его собственные пункты Декларации.
  4. Используя богатое воображение ребёнка (или взрослого человека) в лёгком трансе смоделировала и помогла пред-прожить позитивно схожие ситуации в будущем. (В трудном случае заякорила бы этот опыт, максимально передав якоря человеку).
  5. Обсудила бы с ним необходимые для такого восприятия жизни привычки и навыки (выслушала его идеи и предложила бы свои варианты — в том числе из Дистанции).
  6. Показала бы интересный и лёгкий способ встраивать в своё мышление, поведение и характер то, что укрепит человека и обогатит...

Вовлекла бы в увлекательную игру «Дистанция», если это мой сын, или просто дала бы ссылку на УПП своим друзьям, взрослым родным и знакомым. Или сама занялась бы работой, будь это мой клиент — в любом случае поддержала бы человека и не обесценила его внутренний личный опыт. А практика работы с детьми показала что даже в трёхлетнем возрасте малыши способны осознать и усвоить на своём детском языке тезисы Декларации принятия реальности. Тогда интерпретации событий у них изначально другие, и скорее всего наша помощь им в будущем не понадобится. К тем же у кого голова немного «набекрень» нам просто необходимо проявлять максимум уважения к их «карте мира и жизни», максимум любви, строгой думающей доброты, и очень часто — своего человеческого терпения...


Н.И.

Татьяна, спасибо тебе за твой развернутый и искренний ответ. Очень понятный, четкий ответ! Уверен вместе с тобой, что в данной ситуации ребенок был открыт и честен с родителями, доверил им свое горе, и горе его было огромным и горьким. Уверен, что это так. Полностью с тобой согласен и в том, что ребенок достоин любви и уважения, и в том, мы с ребенком должны быть в контакте. Хочу к этому добавить, что в карте этого ребенка есть две большие кривости. Первое — это большая ценность кровати и, похоже, малая ценность чувств родителей. Второе — отсутствие понимания, кто такие родители для ребенка, как можно вести себя с ними и как нельзя, отсюда — грубейшая форма неуважения к родителям. Винить ребенка в этом нельзя, за такую кривую карту ребенка отвечают его родители, тем более недопустимо ребенка за такое поведение наказывать. Но разрешать так разговаривать с родителями — недопустимо. Если его маленький 2-летний брат поломает его любимую железную дорогу, он расстроится, расплачется и от горя тяжелой табуреткой выразит свои чувства об голову маленького — это недопустимо. Горевать — можно, а грубо вести себя — нельзя. С чем согласишься, Татьяна?


Татьяна:

Да, Николай Иванович, я полностью с Вами согласна. В этом пункте я как раз предполагала беседу в том числе и о правилах общения с людьми вообще и тем более со своими родителями. Только хотела, чтобы ребёнок составляя собственные пункты Декларации, САМ вывел для себя адекватные правила своего поведения на будущее. А теперь вижу что следует мне самой специально уточнить этот момент во время составления Декларации, ведь 9 лет подкрепления истерик уже сложили стереотип поведения и для ребёнка, и для его родных:

«3. На примере кровати и других вещей и событий обсудила бы с ним и помогла составить его собственные пункты Декларации» — уделив особое внимание ЗАКОНУ уважительного и безусловно доброжелательного обращения с родителями и другими людьми.

И ещё я напомнила бы ему (в 9 лет это вполне возможно) что другие люди, тем более взрослые, могут быстро и не меняться, и привычно действовать так, как действовали всегда. Это естественно и нормально. А его ответственность за тот Закон, который он сейчас, как настоящий Король, составил для своей жизни, это только усиливает.

Было бы правильнее всего работать параллельно со всей семьёй, как минимум, с мамой — тогда точно изменения и высокий результат будет всем гарантирован.


Ну и хорошо. Мне кажется, это был интересный кейс!

  • Истерики детей
  • Детский плач
  • Разумное общение

Комментарии (1):

Гость, 12 марта 2019 г. в 09:49

Это что, в мои 5 лет любимую мою курицу-подружку зарубили, суп сварили и пытались меня им накормить. Таков уж этот мир.

Материалы по теме:

27 июл. 2017 г.
Школьница, а истерит. Как прекратить?
Как можно быстро поменять направление мыслей ребенка, который вот-вот начнет скандал из-за мелочи.
01 окт. 2022 г.
Честный плач
Честный плач - плач искренний, настоящий, плач "потому что", а не "для чего-то". Это плач ни для чего, а потому что плохо. В честном плаче ребенок не придумал плакать, чтобы что-то от вас получить, он плачет, потому что ему больно или обидно. Он не маме и не папе, он себе плачет.
01 окт. 2022 г.
Чувства старшего ребенка
Бывает, любящие друг друга родители заводят второго ребенка, чтобы подарить жизнь новому человеку, и готовы принимать и любить его таким, какой он есть. Папы и мамы ожидают, что появление на свет второго ребенка благотворно скажется на первенце. Старший будет заботиться о младшем, по-братски делиться с ним вещами, игрушками, лакомствами, что послужит хорошим «лекарством» от эгоизма. Первенец будет избавлен от одиночества - дети смогут вместе играть и гулять.
01 янв. 2010 г.
Демиан, бассейн, обида
Демиан тихонько плачет: негромко хлюпает, плечи характерно подрагивают. Вопрос: как вести себя папе, который через минуту это заметил тоже?
17 дек. 2014 г.
Детские истерики: что с ними делать?
Если вы умеете воспитывать ребенка в принципе, вы можете позволить себе когда-то и несвоевременную мягкость, и неоправданную жесткость.
01 окт. 2022 г.
Детские обиды
Ребенку много чего хочется, что оказывается нельзя. А как это понять взрослому, как это объяснить маленькому? Взрослому и ребенку трудно понимать друг друга, и многие действия взрослого ребенком могут быть восприняты как - обида. И если ребенок обижаться уже научился, оказывается, что ребенка обидеть очень легко, даже если вы не держите против него ничего дурного
01 янв. 2010 г.
Как реагировать на манипуляцию плачем
Детский плач бывает разный: бывает плач честный, а бывает — манипулятивный, сделанный ребенком для...
01 окт. 2022 г.
Как реагировать на плач
Человек плачет, когда ему плохо. И если рядом с вами еще не Взрослый человек, наверное, можно ему посочувствовать и помочь.
01 янв. 2010 г.
Как реагировать на тех, кто расстроился?
Женщины к «расстроиться» относятся с пониманием, мягко. Они считают, что в случае неприятностей расстраиваться нормально, важно только соблюдать меру, переживать не слишком сильно и не слишком долго. 
18 мар. 2016 г.
Как родителям потребовать уважения к себе от сына-подростка
Это письмо я написал для доброй, но беспомощной перед ленью и наглостью сына мамы 14 летнего подростка. Проблематика очевидна. 
05 февр. 2015 г.
На вас обиделись: как реагировать?
Обижаться — довольно глупо, но многие даже приличные люди это нередко делают.
01 янв. 2007 г.
Воспитание хороших привычек. Как отучать от обид и приучать к разумному общению?
Воспитание, тем более перевоспитание - дело исключительно творческое, и чаще всего здесь оказываются полезными три пункта, три возможности, три средства...
01 янв. 2010 г.
Все ли знают, что такое уважение
Все ли знают, что такое уважение? — Нет. Детям уважение не знакомо, уважение не знакомо плохо воспитанным людям — людям, которые не жили среди достойных уважения людей и не знают, как следует в отношении них себя вести. Что такое уважение, знают только те, кто достоин уважения сами.
23 окт. 2023 г.
Уважение к родителям. Как добиваться, чтобы ребенок ценил свою семью?
Дети должны уважать родителей, и родители могут и должны напоминать детям, что хамить им нехорошо.