Воспитание хороших привычек. Как отучать от обид и приучать к разумному общению?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Да, окружающие не идеальны. Более того, иногда с ними просто тяжело. Они бывают грубы, несправедливы, ленивы, эгоистичны — короче, они просто люди, то есть похожи на нас.
Воспитывать окружающих — дело непростое и не всегда благодарное, особенно если учесть, что эти самые окружающие — достаточно взрослые люди со своими привычками и взглядами на жизнь, и к нашим попыткам их воспитания (а на самом деле перевоспитания) они относятся если не всегда с протестом, то обычно без энтузиазма.
Первая рекомендация на этом пути — не торопитесь воспитывать других, для начала займитесь воспитанием себя: это и эффективнее, и честнее. Если вас задевают обиды окружающих, то вместо того, чтобы устраивать тяжелые разборки близким, лучше обратить внимание на свои провокации в их сторону и поработать над своими эмоциями по поводу их обид. Если вы плохо контролируете сами себя, едва ли вам правильно чему-то учить других. Если вы не слышите интонации своего голоса и не замечаете, когда вместо обсуждения начинаете кидать обвинения, ваши попытки кого-либо воспитывать приведут не к успеху, а напряжению или конфликту. Поскольку наиболее распространенная форма такого неквалифицированного горе-воспитания — недовольство поведением другого человека и его критика, то как раз отказ от критики и прекращение недовольства нередко оказываются самым эффективным влиянием.
Прекратили шуметь вы — перестал конфликтно отвечать вам и ваш партнер. Пусть ситуативно, но задача оказалась решена.
Однако то, что кто-то делает доброе дело неэффективно и неправильно, никаким образом не отменяет саму задачу воспитания. Требование воспитателю начать с себя есть требование с себя начать, но не собою закончить. Воспитывать бывает можно и нужно, необходимо лишь делать это квалифицированно.
В хороших семьях детей воспитывают и личным примером, и созданием атмосферы, и доверительными беседами — по всякому, но воспитание, как главная задача родителей в отношении детей, происходит постоянно. Мудрый руководитель, выстраивая из сотрудников команду, занят не просто раздачей текущих распоряжений, его главная задача — воспитание личности сотрудника, умеющего эффективно работать в команде.
То, что воспитывать трудно, не отменяет нашей обязанности воспитывать или перевоспитывать того и тех, за кого мы отвечаем. Вопросу «Кто дал вам право воспитывать других людей?» противостоит вопрос не менее сильный: «Кто снял с нас обязанность воспитывать тех, кто нам дорог и за кого мы отвечаем?» Да, это дело непростое и требующее высокой квалификации, но если вы развитая личность, опытный педагог, если у вас серьезные рычаги влияния и человек рядом с вами достаточно вменяемый, — это просто необходимо и шансы у вас есть.
Воспитание, тем более перевоспитание — дело исключительно творческое, и чаще всего здесь оказываются полезными три пункта, три возможности, три средства: задать формат, обсудить происходящее, приучать к разумному общению. У каждого из этих средств свои плюсы и минусы, их нужно знать и учитывать.
Первая возможность — задать формат. Это самое эффективное и надежное средство, но возможно лишь в начале отношений и при условии определенной заинтересованности человека в общении с вами.
Вторая возможность — обсудить происходящее. Это возможно на любом этапе отношений, но лучше выждать и начать разговор тогда, когда вы чисты, а ваш партнер очевидно неправ. Пройдет не со всеми — только с тем, кто понимает что такое цивилизованные отношения. Между качественными людьми это будет доброжелательное обсуждение, в более трудных случаях — подготовленная разборка.
Ну, и третье — это приучение к разумному общению: действует всегда и с любыми вменяемыми людьми, но дело долгое и требует терпения и методичности.
Итак, с чего начнем? Мы рекомендуем начать с формата — хотя бы для того, чтобы познакомиться с возможностями этого удивительного дела, которым мудрые люди пользуются когда осознанно, когда нет, но всегда с большой пользой. См. Формат: задать, приучить, поддерживать
Комментарии (1):
Ключевые слова - "вменяемые люди"