Как обсуждать обиды и другие проблемные эмоции
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Самые хорошие отношения иногда превращаются в что-то более проблемное, и обсудить происходящее в ваших отношениях когда-то не просто хочется, а оказывается прямо необходимо.
Разбираясь с происшедшим, не торопитесь сердиться: обида на вас (или ваша на кого-то) может оказаться просто недоразумением. Возможно, вы (или вас) просто не правильно поняли, и под возникшей обидой нет никаких оснований. Значит, обоим нужно выдохнуть и поскорее обрадоваться, обиду сменить на что-то более позитивное.
Если сразу позитивное не идет, можно поразбираться, как вести себя в дальнейшем, чтобы недоразумения у вас происходили реже. В некоторых случаях понять, что произошло недоразумение, поможет позитивный переводчик — умение услышать за словами лучшее (доброе) намерение, хорошее отношение и другие позитивные вещи.
Да, девушка обиделась, когда молодой человек опоздал на свидание. Да, сейчас она молчит или говорит колючие слова, но ведь это говорит только о том, что она его ждала, что он ей не безразличен? Если это поймут оба, обида уйдет.
Иногда кажется важным поговорить не про конкретную обиду, а про склонность человека обижаться на вас слишком часто и без должных оснований. Когда лучше начинать подобные разговоры? Это возможно на любом этапе отношений, но лучше выждать и начать разговор тогда, когда вы чисты, а ваш партнер очевидно неправ. В любом случае нужно учесть, что честное и прямое обсуждение происшедшего пройдет не со всеми, а только с тем, кто понимает что такое цивилизованные отношения. Между качественными людьми это будет доброжелательное обсуждение, в более трудных случаях — подготовленная разборка.
Одно из важнейших условий успешного обсуждение — соблюдение формата. Есть формат — есть нормальное обсуждение. Нет формата — скорее всего, начнете обсуждать и поссоритесь. Суть разговора — выслушать другую сторону и предложить решать вопросы не обидами, а более конструктивно. Как это может выглядеть в реальности? Например, так.
— Расскажи пожалуйста, как ты видишь сейчас то, что произошло у нас днем? Что ты по этому поводу думаешь?
— Я думаю, что мы вместе были с тобою неправы.
— Наверное. Можешь рассказать обо всем подробнее, как ты это видела и понимала?
— (рассказ)
— Спасибо тебе. У меня к тебе просьба. Я думаю, подобные недоразумения у нас когда-то могут происходить и в будущем, когда-то ошибусь я, когда-то ты. В связи с этим у меня к тебе предложение: мы все-таки не будем сразу обижаться, а вначале скажем, что нам это неприятно и попросим это не говорить или не делать. Обиды — это молчание, это неправильно. Я предлагаю, чтобы у нас, пока мы не разобрались, никого плохих не было, никто о другом плохо раньше времени не думал. Я бы взял на себя такое обязательство — на тебя не обижаться, пока мы не разобрались. А ты, на будущее — могла бы взять такое же обязательство и на меня не обижаться, пока мы не поговорим?
Как обсуждать с детьми их обиды — вопрос особый. Хорошо воспитанные дети знакомы с необходимым форматом с детства, во всех остальных случаях формат должен вводиться постепенно, через обсуждение происшедшего. Естественно, необходим учет возрастных особенностей — и понимание того, что мамам чаще кажется, что ребенок еще слишком маленький для таких трудных разговоров, а у пап часто уже чешутся руки и они убеждены, что разговор всерьез необходим уже давно.
В качестве примера можно разобрать ситуацию Демиан, бассейн, обида
«Эффективная коммуникация:
от обсуждения разногласий к проведению эффективного совещания»
В курсе 9 видеоуроков. Посмотреть >>