Как реагировать на тех, кто расстроился?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Женщины к «расстроиться» относятся с пониманием, мягко. Они считают, что в случае неприятностей расстраиваться нормально, важно только соблюдать меру, переживать не слишком сильно и не слишком долго. В соответствии с женским подходом, эмоции не нужно убирать сразу и резко, лучше все постепенно. То есть: «Переживать можно, но не так сильно и не так долго. Попереживала — это нормально, но потом постарайся успокоиться и начинай искать решения».
Мужской подход к расстройствам другой, радикальный и жесткий: «Себя расстраивать нельзя, эмоции убираем сразу. Умный человек всегда должен быть собранным. Давай сразу включай голову, и чтобы этой фигни, этих расстройств совсем не было». При мужском подходе мы не сочувствуем расстройству, не успокаиваем, а даем инструкцию и контролируем выполнение.
В отношении мужчин или рабочих ситуаций более адекватной оказывается реагирование по мужскому типу либо административное решение ситуации. Когда расстраиваются дети или женщины, их можно понять, можно оказать им поддержку по женскому типу, но без уговариваний успокоиться и без сострадания.
Следует помнить, что сочувствие и сострадание обычно только подкрепляют расстройство и приучают человека к негативному реагированию на жизненные затруднения.
Реакция на адекватное для человека расстройство
Расстройства бывают адекватные. Если молодая сотрудница писала отчет и из-за нелепой случайности, не по своей вине потеряла результат многочасовой работы, то ее небольшое расстройство, тем более не мешающее работе, люди скорее всего поймут. Понимание, что некоторые неудачи в любом деле практически неизбежны, что это еще не повод расстраиваться — это понимание приходит обычно с опытом. Если девушка разумная, просто пока излишне эмоциональная, то имеет смысл:
- оказать теплую поддержку (погладить по руке, обнять),
- проявить интерес и желание помочь: «Давай вместе посмотрим, что можно сделать!»
- выразить уверенность: «Все нормально, все получится!»,
- если это возможно — отвлечь от грустных мыслей.
Заметьте — поддержка здесь есть, сочувствия и сострадания — нет.
Бывает, что ваша казалось бы адекватная реакция встречает непонимание: чаще это бывает среди близких людей, не знакомых с форматом. Если вдруг на вашу поддержку человек реагирует негативно (типа: «Отстань! И без тебя тошно!»), без обид спокойно оставьте человека в покое. Попозже, когда человек придет в себя, можно поинтересоваться, какая реакция с вашей стороны на будущее будет более приемлемой, а если человек в принципе с головой, то объяснить, что его реакция на вашу поддержку была грубой. Эмоции — эмоциями, а воспитанность еще никто не отменял.
Реакция на неадекватные расстройства
Расстройства бывают неадекватные: неуместные, мешающие делу либо не соответствующие требованиям к человеку в данной ситуации.
Например, если бухгалтер, совершая проводки, сделал ошибку и теперь расстроился, то в этом расстроенном состоянии он не может дальше работать эффективно. Это — недопустимо. Если вы видите, что ваш сын, из которого вы растите мужчину, начинает расстраиваться из-за пустяков, вас это не устроит из педагогических соображений.
Общее решение состоит в том, чтобы поддержав ресурсное состояние человека, дать отрицательное подкрепление неадекватным эмоциональным реакциям и состояниям. Если это ваши подчиненные, имеет смысл объяснить, как на неприятности реагировать правильно, и предупредить, что расстройства здесь не приняты и не разрешены. Если не помогло, дождаться ситуации, когда человек впал в расстройство из-за явной (очевидной для всех окружающих) мелочи, и отреагировать административно, распоряжением или наказанием. После в позитивном ключе объяснить суть требований о деловитости и собранности — еще раз.
Лена расстроилась
История из жизни. Лена накопила деньги и купила себе наушники, заказав их по Интернету. Смотрит — а там другой разъем, к ее телефону эти наушники не подходят. Сильно расстроилась, не расплакалась, но поругалась на мир и на себя. Мама предложила ей все-таки успокоиться, так не переживать и подумать, можно ли перепаять штекер. То есть: «Переживать можно, но не так сильно и не так долго. Попереживала — включай голову».
Решение папы было другим, а именно: «Лена, внимание: расстраивать себя нельзя. Прекращай это делать, приходи в себя. Тебе нужно решить вопрос. Как? Можешь придумать сама, можешь обратиться к нам. Ясность есть?». Это — три инструкции. Первая — запрет вредить собственному состоянию. Вторая — обязанность включать голову. Третья — предписание обращаться к родителям, когда самой хорошего решения найти не может. Итого: не успокаиваем, а даем инструкции и контролируем выполнение.