Сострадание
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Сострадание — способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.
Сострадание — это наше, российское, а по поводу своего всегда разбираться трудно. Российский менталитет удивителен: забота о здоровье в российской культуре ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать (уходить от) тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Почему? Потому что он теперь страдает. И у нас — сострадание...
Кто работал с созависимостью, знает, какая это больная тема: «Как же он без меня?» — и женщина годами живет с алкоголиком, поддерживая его в алкоголизме и лишая нормальной жизни себя. Потому что ему будет без нее совсем плохо, потому что он будет страдать, и она это чувствует, она не бесчувственная, у нее есть чувство сострадания. Сострадание — звенящая нота нашей культуры, подарившая нам и много красивого, доброго, и одновременно принесшая нам много боли и страданий.
Сострадание — способ поддержки, характерный для женской культуры. В мужской культуре сострадание не принято и не востребовано.
Воспитывая в детях сострадание, мы получаем два разнонаправленных результата. С одной стороны, мы хотим предупредить в детях безразличие и жестокость: мы полагаем, что, чувствуя боль другого, ребенок едва ли будет причинять ему боль. Уверенности в успехе тут немного: сентиментальные люди ничуть не менее жестоки, чем не сентиментальные. С другой стороны, мы по факту подкрепляем расстройство другого человека, его негативные эмоции, по сути приучаем к проблемному поведению.
Мужчины не расположены к состраданию и по другой причине: в мужской культуре принято скорее думать, нежели чувствовать, и делать что-либо «без раздумий» считается дурной привычкой. В ситуации, где необходима помощь, сотрудники МЧС помощь организуют и оказывают, но делают это продуманно, имея план и просчитывая эффективность тех или иных мероприятий.
Если сострадающие женщины включаются в дело помощи, занимаясь реальной помощью, это полезно и нужно. Если сострадающие женщины делают скорбные лица, плачут и от помощи отвлекают — они обслуживают только себя и свои чувства, а делу мешают.
Сострадание дает не любовь к людям, а суррогат любви. Безразличие преодолевается не состраданием, а общим развитием личности, когда человек выходит за рамки только своих интересов, приучается думать не только о себе и умеет заботиться о людях ответственным образом.
Склонность к переживанию сострадания чаще характеризует людей с невысоким уровнем личностного развития. Это люди обычно из низших социальных групп, более склонны к тревожности и враждебности перед лицом опасности.
Когда сострадание уместно и оправдано? Когда у человека большое горе, он часто теряет контакт с окружающими, и восстановление его душевных сил затруднено. Если в это время выразить ему сострадание, это окажется уместной пристройкой, даст возможность наладить с ним контакт, и тогда постепенно окажется возможным ему помочь.
Обезболивающие средства — не способ нормальной жизни, но в медицине они оказываются уместны. Также и сострадание — когда человеку очень плохо, как временная мера — сострадание уместно. Делать же сострадание нормой жизни, жить состраданием — не вполне адекватно.
Комментарии (10):
Согласна, но сострадание – это не про расстройство по своей сути. Сам факт, что сострадание может работать и на пользу жизни, свершениям, счастью ближнего, значит, что сострадание – это подкрепление умения любить, а как известно из трудов не одного глубокомыслящего человека, умение любить – это одна из главных, если не самая ведущая, способность здорового ментально человека!
"Безразличие преодолевается не состраданием, а общим развитием личности, когда человек выходит за рамки только своих интересов" - так ведь именно сострадание заставляет человека начать думать о других - это самоочевидно. Начинает думать о чужих интересах, развивать себя именно в этом направлении. Именно чувства определяют направление развития ценностей человека и его выбор. "Склонность к переживанию сострадания чаще характеризует людей с невысоким уровнем личностного развития" - в оригинале об этом ничего не сказано. Если вы говорите о негативе - это влияние агрессивной среды в нижних слоях. К развитию не имеет отношения. КСТАТИ, было ведь научное исследование: человека помещали в нижние слои - у него повышалась эмпатия. Если перемещали жить в верха - для него становилась первичной эффективность и снижалась эмпатия. Таких исследований - не одно. Очень хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
Мне печально слышать ваше убеждение, что разумные люди порядочными не бывают. Послушайте: вы ведь говорите именно это: "Пока вам не станет самим больно на уровне чувств, вам самим в голову не придет помочь другим достойным или значимым для вас людям"... Могу уверенно сказать за себя: если бы я мое направление моего развития определяли мои чувства, я был бы куда как эгоистичнее. Далее. Если человек поднимается в верха - да, для него становится первичной эффективность и снижается эмпатия. Верно, он умнеет: он уже не хочет обслуживать тех, кто привык изображать из себя несчастную жертву. Если он социально ответственный человек, свое время и свои деньги он вложит скорее не в убогих и несчастных, а в молодых и перспективных, которые создадут будущее нашей страны.
С возрастом способность к сопереживанию и сочувствию снижается. Мешает формированию и проявлению сопереживания и симпатии такое свойство личности, как эгоцентризм, а также испытываемый психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Для высоко сопереживающих личностей характерны мягкость, доброжелательность, общительность, для низко сопереживающих личностей – замкнутость, недоброжелательность. Сочувствие – это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастия другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.).