Капризы и драки: проблемное поведение

01 октября 2022 г., 21:33

Проблемное поведение - ошибочное поведение, вызванное не обычными житейскими причинами, а психологическими проблемами человека.

Это поведение неадекватное, не соответствующее ожиданиям людей, и ведущее в сторону от желаемых человеком целей - поэтому оно называется ошибочным. Но в отличие от ошибок, которые допускает когда-то любой человек (невнимательность, усталость, повелся на провокацию), эти ошибки специфические, вызванные психологическими проблемами человека: его внутренним состоянием, неадекватными убеждениями и проблемными привычками.

Как правило, за проблемным поведением стоят всего четыре типичные причины: привлечение внимания, борьба за власть, мстительность и избегание неудачи. Эти причины могут порождаться актуальной ситуацией, а могут идти издалека, из детства, воспроизводясь как привычное поведение.

Что можно считать проблемным поведением? - Самые разные вещи. Это и такие очевидные вещи, как ругань и драки, воровство и обман, так и вещи менее очевидные - склонность возражать и расстраиваться...

Проблемное поведение не появляется ниоткуда, оно является продуктом научения, как и поведение любое другое. Семья и общество дает образцы проблемного поведения, дети их повторяют, родители и окружающие проблемное поведение подкрепляют - обычно неосознанно, как и в целом люди живут.

Обращением внимания на негатив укрепляем негатив, своей агрессией приучаем к агрессии как норме жизни, состраданием подкрепляем привычку расстраиваться...

Что делать с проблемным поведением? Это вопрос сложнее. Одно дело капризы ребенка, другое дело - насилие в семье, третье - уличная преступность... Тем не менее, самые общие вещи:

  • Чаще всего выбор происходит между следующими базовыми методами: Наказывать? Лечить? Учить? Воспитывать? Изолировать? Большинство других методов (от бихевиорального подкрепления желательного поведения до гуманистического принятия и "согреть любовью") являются только комбинациями элементов этих методов.
  • Наказания эффективнее, чем учить и консультировать, но только в отношении проступков средней силы и в среднесрочной перспективе. Тяжелые личности на наказания не реагируют, обычные люди наказания достаточно быстро забывают. Учить, лечить и консультировать - помогает слабее, но если помогает, то уже на долгий период времени. См.→
  • Если же ситуация не запущенная, всегда имеет смысл для начала рассмотреть возможность интерпретировать происходящее в позитивном ключе, через призму позитивного переводчика, как ошибочное, а не проблемное поведение.

Если дети дерутся, не обязательно видеть в этом сразу их месть и ненависть друг к другу. Может быть, стоит это интерпретировать, что они "неразлей вода" и друг без друга никак не могут?

  • Проблемное поведение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Ошибочное поведение"
01 окт. 2022 г.
Ошибочное поведение - неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.
0Подробнее →
Картинка к "Причины ошибочного поведения"
01 окт. 2022 г.
За ошибочным (конфликтным, неадекватным, неэффективным) поведением психологически здорового человека (и ребенка) обычно стоят следующие причины: Случайность. Случайно не сориентировался в ситуации, случайно не так понял других людей, случайно отвлекся... Случайную ошибку можно пропустить и улыбнуться, если человек расстроен - поддержать.
Картинка к "Причины проблемного поведения"
01 окт. 2022 г.
Любой, в том числе и психологически здоровый человек также ведет себя когда-то и ошибочно, и неадекватно, но за его ошибочным поведением чаще стоят такие причины как: случайность, плохое самочувствие, некомпетентность (отсутствие нужных знаний и умений), невоспитанность, иногда ошибочные жизненные стратегии, например избегание неудачи. (См.→) Если же за его поведением мы можем разглядеть борьбу за власть, месть, привлечение внимания и страх неудачи, то в этом случае мы начинаем говорить о его психологических проблемах, о его проблемном поведении и проблемных динамиках.
Картинка к "Удерживает ли наказание от применения насилия? (Берковиц)"
01 окт. 2022 г.
При проведении эксперимента в Миннеаполисе исследователи пытались изучить, что более эффективно в снижении вероятности применения насилия в семье — консультации или аресты. Когда полицейские, участвовавшие в исследовании, прибывали на место происшествия, вначале они определяли, удовлетворяет ли случай критериям эксперимента: присутствуют ли оба члена семейной пары, было ли нападение совершено в течение последних четырех часов и подлежит ли нападение только судебному разбирательству (т. е. избиение достаточно сильное для того, чтобы последовал арест, однако не настолько сильное, чтобы были нанесены серьезные раны или существовала угроза жизни).