Экстернализация

01 октября 2022 г. в 21:27

Экстернализация - психотерапевтический прием, при котором проблема человека рассматривается не как его внутренняя характеристика, а как некая внешняя воображаемая живая сущность, вмешивающаяся в человеческую жизнь.

Близкое понятие - субличность. Только субличность рассматривается как что-то внутри человека, часть его личности, а при экстернализации проблема выносится вовне человека.

Экстернализация и исследование влияния проблемы

Когда проблема описывается как внутренне присущая человеку характеристика (ребенка называют, например, «тупицей» или «хулиганом»), это во многом задает диапазон его возможных поступков, а уж тем более – возможных интерпретаций этих поступков. К сожалению, учителя и психологи часто описывают детей именно таким образом, используя такие «диагностические», псевдонаучные термины, как «неуправляемый», «тревожный», «асоциальный» и пр. Эти термины формируют наши ожидания от ребенка, лишают его веры в себя и придают ему определенный статус в школьном сообществе.

Размещение проблемы вовне называется экстернализацией. Эта техника позволяет ослабить влияние стыда и вины, и высвободить способность человека к действию.

Проблема рассматривается как некая воображаемая сущность, живое существо, имеющее собственные цели, намерения и планы, а также свой стиль их реализации. После того, как нарративный практик и человек, обратившийся к нему за помощью, подбирают подходящее название/имя для проблемы, происходит «картирование» влияния проблемы на жизнь человека. В некоторых случаях слово «картирование» можно понимать буквально – это рисование карты жизни человека, разных ее областей. Иногда картирование – это работа на умозрительном уровне, без «материализованных» схем.

Помимо влияния проблемы на человека, нарративного практика интересует также влияние поступков человека на проблему – что он может сделать, подумать и т.п., чтобы ограничить влияние проблемы, ослабить ее. При картировании воздействия экстернализованной проблемы полезно иметь в виду три аспекта: длительность, широту и глубину.

Длительность подразумевает такие вопросы, как: «Давно ли эта проблема вертится поблизости?», «Когда это началось?», «С течением времени становилось лучше или хуже?». Здесь же можно поговорить и о возможном будущем («если, например, все будет развиваться в том же направлении, что и сейчас…»). Можно нарисовать «линию жизни» проблемы.

Широта подразумевает распространенность проблемы на разные области жизни, такие, как: чувства, состояния, представление о себе, отношение к разным сферам жизни, взаимоотношения с людьми, поведение в классе, школьные успехи, климат в семье, дружбу, учебу и другие дела, планы профессионально развития, спорт, тусовки и пр.

Глубина описывает интенсивность воздействия проблемы: «Насколько сильно она на тебя давит?», «Это всегда так тяжело, или бывают моменты/ситуации, когда становится легче?», «На шкале от 1 до 100, обозначь, какой долей твоей жизни завладела депрессия?», «Убедила ли тебя депрессия в чем-то таком, что идет вразрез с твоим прежним представлением о себе?»

Нарративные практики убеждены, что корни проблем – в окружающих нас дискурсах; проблемы наносятся на жизнь отдельного человека «извне», из (и посредством) процесса взаимодействия в контексте. Таким образом, экстернализация возвращает проблемы туда, где им и следует находиться. Экстернализация делает возможным более непринужденный, даже озорной, подход к серьезным, болезненным проблемам. Как правило, экстернализация продолжается и развивается на протяжении всего процесса консультирования. Редко бывает так, что на первых встречах удается придти к аккуратной экстернализующей формулировке, которая остается верной и неизменной на последующих сессиях. Не следует забывать и о том, что в жизни людей может быть несколько спутанных между собой проблем.

Что и как экстернализуется

При экстернализации следует помнить, что не следует торопиться и экстернализовать первое, о чем начинает говорить клиент, как проблему. Нужно выслушать более полное описание ситуации и размышления клиента, чтобы то экстернализованное описание проблемы, которое вы создаете, охватывало ее широту и сложность. Возможно, следует предварительно объяснить человеку, обратившемуся за помощью, что вы собираетесь делать. Можно сказать так: «Иногда я рассматриваю проблемы как нечто внешнее по отношению к людям и исследую, какое влияние проблемы оказывают на людей. Это помогает взглянуть на проблему по-новому и, соответственно, найти способы ее одолеть – такие, какие прежде не приходили в голову. Вы не против, если мы попробуем применить этот подход к вашей ситуации и посмотрим, работает ли он?»

Вполне нормально называть пока еще не исследованную проблему «это», оно», «эта проблема» или «эти трудности». Такие обозначения дают консультанту время исследовать проблему и позволяют не сужать чрезмерно ее формулировку. Затем вместе возьмитесь за задачу наименования проблемы с клиентом. Для этого можно напомнить клиенту о том, какие выражения он использовал для ее описания. Иногда оказывается полезным обращение к описаниям\названиям сходных проблем, данным другими клиентами. Дальше можно поиграть в «горячо-холодно»: «Давай скажем, что вот такое имя для проблемы – это «тепло». А какое имя для нее ты бы мог предложить, чтобы стало «горячо»?». Название проблемы должно отражать степень ее тяжести для клиента. Если вместо эмоционально нагруженных терминов «унижение» или «травля» мы будем использовать обозначения «конфликт» или «плохие отношения в классе», мы тем самым можем причинить много вреда. Если название проблемы не соответствует переживанию клиента, ситуация консультирования может послужить для него подтверждением, что его историю не слышат и не понимают.

Если клиент приносит несколько проблем, существует опасность, что та, которую консультант намечает для экстернализации, может оказаться не самой значимой, не самой актуальной для клиента. Следует спрашивать у него, что именно актуально, с чем было бы важно поработать именно сейчас. Наиболее мощное воздействие экстернализация оказывает, когда она направлена на само собой разумеющиеся положения доминирующего интернализирующего дискурса. На присутствие этого дискурса и его воздействие на человека нам указывают такие чувства, как обида, гнев, возмущение, смущение, стыд и вина. Вместо того, чтобы экстернализовать сами эти чувства, следует расспросить о ситуации, которая их провоцирует, и экстернализовать саму ситуацию. Например, если девочке обидно оттого, что про нее в школе распространяют сплетни, следует экстернализовать Сплетни и говорить о том, что Сплетни вызывают обиду. Если в этих сплетнях девочку называют «жиртрестом», но нужно экстернализовать как проблему не Переедание (потому что в этом случае проблема снова интернализируется как недостаток силы воли и т.п.), а Идеальный Образ Тела, который поражает разум тех, кто распространяет сплетни, а также подрывает самооценку самой девочки.

Полезно бывает персонифицировать экстернализованную проблему (особенно хорошо это получается при работе с детьми, но с некоторыми взрослыми – тоже неплохо). В таком случае мы просим клиента не только дать проблеме имя, но и описать, какие особенности характеризуют ее как личность: проблема может быть хитрой, жадной, мстительной, злорадствовать или унывать. Персонификация проблемы делает разговоры об изменениях более живыми, драматичными.

Другие значения термина

Термин, обозначающий общую направленность психических процессов, выражающуюся в приписывании индивидом атрибутов внутренних феноменов внешнему миру...

Процесс, посредством которого психический образ представляется вне САМОГО СЕБЯ; посредством которого "внутренний ОБЪЕКТ" (см. также ВНУТРЕННИЙ) проецируется на некоторый объект во внешнем мире. В этом смысле является синонимом ПРОЕКЦИИ и противоположен ИНТРОЕКЦИИ и ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ. Фэрбэрн, однако, использует термины "экстернализация" и "интернализация" в своем понимании, чтобы описать локализацию объектов вовне и внутри себя в период переходной стадии развития. См. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ; ПРИЕМ; КВАЗИНЕЗАВИСИМОСТЬ.

Файлы:
  • Психотерапевтические приемы

Комментарии (3):

Гость, 24 июля 2014 г. в 08:15
Очень полезная статья!
Ситников Евгений, 14 августа 2014 г. в 10:02
Спасибо. Все очень доходчиво и подробно. К тому же легко читается.
Гость, 15 октября 2020 г. в 12:16

Очень информативная статья с точки зрения содержания.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Нарративная терапия — просто
Что написано пером, того не вырубишь топором. Создатели нарративного подхода Майкл Уайт и Дэвид Эпстон не спорят с русской пословицей. Рассматривая жизни людей и их взаимоотношения как истории эти, на сегодняшний день уже всемирно известные и уважаемые австралийские специалисты, утверждают: "рубить" и не надо.
01 янв. 2014 г.
Субличность
Субличность — внутри вашей большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей.