Наша Таня громко плачет. Как отучить ребёнка плакать без причины

29 мая 2019 г., 13:04

Автор: Ирина Николаевна Сарамотина,учитель начальных классов высшей категории

​​​​​​​Я работаю в школе с детьми младшего школьного возраста уже более 20 лет. У меня накопилось много разных школьных историй о трудностях в воспитании детей и способах преодоления этих трудностей, которые могут быть полезны родителям, учителям и психологам.

Одной такой историей я хочу поделиться. Произошла она с девочкой, пусть её зовут Таня, как девочку из детского стихотворения Агнии Барто, которая громко плакала.

Таня в школу пришла вооруженная 1000 и ещё 1 способом манипуляций. Поэтому у неё не складывались дружеские отношения с одноклассниками и со мной. Отчего страдали все: и я, и дети, и сама Таня. Мама приходила в школу и спрашивала, что не так, почему дети не хотят дружить...

Чтобы облегчить себе жизнь, я стала Таню потихоньку понемножку учить рационализации и конструктивным способам общения.

Например, Таня любит рыдать;)

Поехали мы всем классом в боулинг. Суета, веселье, пицца, шары... А Таня сидит среди этого праздника жизни и рыдает.

Я попробовала говорить с Таней конструктивно. Конечно, так совсем не интересно. И на контакт Таня не пошла. Слёзы усилились.

Я отсадила Таню подальше от детей. И сказала искренне с сочувствием, что когда ей станет легче, просто так ведь люди не плачут, мы с ней поговорим и она сможет вернуться к детям. А сейчас можно выплакать всё до капельки.

Уединение продлилось недолго. Довольно быстро Таня подошла в отличном настроении и попросилась вернуться к детям.

Перемена. Наблюдаю картину. Таня входит в класс. Садится за парту и начинает вызывать слёзы. И они уже близко.

Я с улыбкой доброжелательно говорю Тане: «Я вижу ты отлично усвоила на наших уроках, что настроение – от слова настроиться. Зачем ты настраиваешься на слёзы?»

Конечно, такая постановка вопроса ей не понравилась.

Я достаю картинку Фишбоун:

И предлагаю подумать:

Голова рыбы – проблема. Потому что проблемы, как правило, находятся у нас в головах, мы их выдумываем сами. У нас проблема: Таня плачет.

Строим скелет: первая косточка – первая причина, которая привела к этой проблеме.

Спрашиваю, есть ли у Тани ответ, в чем причина, зачем ты плачешь?

Таня недовольно смотрит на меня. И думать отказывается.

Я говорю: я помогу тебе, потому что я знаю. Причина в том, что Таня не умеет общаться, и чтобы привлечь к себе внимание, плачет.

Вторая косточка – это следствие, к которому привела эта причина.

А вот и следствие и не одно: непонятно, что происходит, Таня плачет, мне неприятно находится в этой ситуации, но хуже всего, что ничего не меняется в лучшую сторону.

Рыбка получилась маленькая, всего из двух косточек.

Хвостик – выводы и рекомендации самой себе.

Таня, а как можно было поступить по-другому?

Оказывается, можно было просто подойти к Ирине Николаевне и рассказать о неприятной ситуации, в которую попала и сама разрешить не смогла (пока что не смогла, а когда научишься общаться, сможешь), и попросить о помощи.

А теперь выплыла вторая рыбка, при помощи которой, мы проанализировали ситуацию, которая стояла за первой рыбкой.

Урок. Решаем, считаем пишем. Таня плачет. Я не обращаю внимания, потому что много раз оговорено, что есть конструктивные способы общения.

Никита поднимает руку и сообщает: «А Таня плачет!»

На что я говорю детям: «Расскажу я вам сказку, а вы подумаете о чём это я...

Было это на самом деле или нет – никто уж и не знает, но притча гласит, что однажды Будда с учениками шел по полю и увидел, как у крестьянина вол провалился в большую яму. Крестьянин же спустился в яму и пытался вытащить вола, но у него ничего не получалось.
Тогда Будда велел ученикам помочь крестьянину. Ученики спрыгнули в яму, помогли крестьянину вытащить вола и отправились дальше вместе с Буддой.
Через некоторое время они увидели ситуацию: крестьянин сидел на краю ямы и горько плакал. Будда посмотрел на него и, не говоря ни слова, пошел дальше.
Ученики удивились и спросили:
– Учитель, а почему ты не приказал нам помочь этому крестьянину?
Будда посмотрел на учеников и спросил их:
– Как именно помочь? Помочь плакать?

Дети, кто понял...»

Я не успела договорить, как Таня уже сказала: «Я поняла».

Это была долгая работа. И она принесла результаты. Таня не плачет для нас. Таня общается.

Как же отучить ребёнка плакать без причины, если у него уже закрепилась такая привычка?

  • Скорее всего, сделать это быстро вы не сможете.
  • Поэтому наберитесь терпения и доброжелательности.
  • Приготовьтесь к работе в режиме «заезженная пластинка» – детский опыт «обнуляется» быстро.
  • Аккуратно лишайте маленького рыдателя зрителей.
  • Ведите разъяснительные разговоры. В помощь вам сказки, притчи, поучительные истории из собственной жизни.
  • Учите включать мозги: Зачем? Как можно поступить по-другому? Пользуйтесь технологией «Фишбоун». Она поможет проанализировать поведение, увидеть наглядно причинно-следственные связи и бессмысленность крокодиловых слёз.
  • Учите взамен рыданиям новому конструктивному поведению. Предлагайте способы реагирования, для начала, сами.
  • Учите ребёнка самого искать способы конструктивного поведения.
  • И как итог, неконструктивная привычка будет разрушена. А ей взамен будет заложен механизм творческого конструктивного подхода к жизни.

И от этого все только выиграют. И окружающие, и вы, и ребёнок.

Комментарии (1):

Гость, 24 октября 2019 г., 12:32

Благодарю!!

Материалы по теме:

Картинка к "Как научить детей вежливой просьбе вместо раздражающего ора"
31 мая 2019 г.
Целевая аудитория статьи: родители детей-дошкольников (1-7 лет). Как родителям вернуть власть в свои руки? Как приучить детей к вежливому и спокойному формату изложения своих желаний?
4Подробнее →
Картинка к "Адресность детских эмоций"
01 окт. 2013 г.
Наблюдение: дети никогда не ссорятся со стенами в доме, хотя стены их стесняют и принуждают гораздо чаще и жестче, чем собственно родители. Действительно, я хочу вот пробежать из детской на кухню, а тут стена мешается на дороге, аж через дверь заворачивать приходится! И каждый день, и каждый раз, зла не хватает!! ;;
Картинка к "Честный плач"
01 окт. 2022 г.
Честный плач - плач искренний, настоящий, плач "потому что", а не "для чего-то". Это плач ни для чего, а потому что плохо. В честном плаче ребенок не придумал плакать, чтобы что-то от вас получить, он плачет, потому что ему больно или обидно. Он не маме и не папе, он себе плачет.
Картинка к "Дочка стала плаксивой. Что делать?"
07 дек. 2015 г.
Дочка (3 года 7 мес.) посещает детсад. На прошлой неделе мальчик в группе прищемил ей пальчик дверью. Примерно с тех пор стала плаксивой, ходит за мной хвостом, боится оставаться в комнате одна, говорит, что боится темноты. Просит сидеть с ней рядом при просмотре тв, а если тихонечко уходить бежит следом, плачет. Раньше не боялась ничего, и вдруг какая-то паника и днём и вечером страх оставаться в комнате. Не знаю в чём причина. Как правильно поговорить и исправить ситуацию?
Картинка к "Формат с детьми: мы общаемся без плача и криков"
01 окт. 2022 г.
Приучайте детей к формату нормального поведения. Не угадывайте, что дети хотят от вас своим плачем. Пусть они усвоят: пока они плачут - вы их не понимаете. Вы можете понять, что они хотят, только когда они ясно скажут, что они хотят. Обычно, чтобы что-то сказать, ребенку нужно уже немного успокоиться. И это уже хорошо.
Картинка к "Как помочь детям подружиться со своими эмоциями. Техника «Светофор»"
30 нояб. 2019 г.
Для решения ситуаций с эмоциональными бурями я адаптировала для индивидуальной работы с детьми и для работы со всем классом замечательную технику Дистанции «Светофор эмоций».
Картинка к "Как реагировать на манипуляцию плачем"
01 янв. 2010 г.
Детский плач бывает разный: бывает плач честный (искренний, настоящий), а бывает - манипулятивный, сделанный ребенком для... Как реагировать на манипуляцию плачем? Ваши основные правила: спокойствие, твердость, формат и позитивные инструкции.
Картинка к "Как реагировать на плач"
01 окт. 2022 г.
Человек плачет, когда ему плохо. И если рядом с вами еще не Взрослый человек, наверное, можно ему посочувствовать и помочь.
Картинка к "Плач и рыдания"
01 окт. 2022 г.
Плач и рыдания - разные вещи. В отличие от просто плача (слезы и иногда причитания - так?) рыдания (плач навзрыд) - это мощная дыхательная прокачка.
Картинка к "Плач как привлечение внимания"
01 окт. 2022 г.
Плач часто используется детьми (и взрослыми детьми) для привлечения внимания. В этом случае в плаче актуальны в первую очередь звук и Мимика: собственно звук привлекает внимание, а мимика показывает, что это именно Страдание, а например не смех (внешне они бывают очень похожи).
Картинка к "Плач как запрос о помощи"
01 окт. 2022 г.
Плач ребенка (и женщин) нередко бывает запросом о помощи - запросом о помощи на языке, наиболее простом, доступном и понятном всем.
Картинка к "Виды детского плача: как различить честный и манипулятивный плач?"
01 окт. 2022 г.
Знаете ли вы, что младенцы улыбаются для того, чтобы управлять родителями? Да, исследования американских специалистов из университета в Сан-Диего показали, что младенцы улыбаются не просто так, а с определенной целью: конкретно для того, чтобы взрослые начали улыбаться им в ответ. Почитайте, это интересно. Но тогда для вас не будет открытием, что младенцы и плачут далеко не всегда просто так: как правило, дети плачут с той же целью - с целью получить от родителей то, что им хочется или необходимо.