Виды детского плача: как различить честный и манипулятивный плач?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Знаете ли вы, что младенцы улыбаются для того, чтобы управлять родителями? Да, исследования американских специалистов из университета в Сан-Диего показали, что младенцы улыбаются не просто так, а с определенной целью: конкретно для того, чтобы взрослые начали улыбаться им в ответ. Почитайте, это интересно
Но тогда для вас не будет открытием, что младенцы и плачут далеко не всегда просто так: как правило, дети плачут с той же целью — с целью получить от родителей то, что им хочется или необходимо.
Если уйти от излишней детализации, то детских плачей всего три: плач-разрядка, инструментальный плач (плач как обращение за помощью) и манипулятивный плач, когда плач сооружается на пустом месте для того, чтобы надавить на родителей (например) и добиться своего.
Плач младенца в первый месяц жизни — недифференцированный, в нем есть все три вида плача. Ребенок хнычет или кричит, когда ему плохо и что-то нужно: хочет есть или пить, если ему мокро или он хочет на руки. Ребенок или хнычет (хнык-хнык), или кричит, или орет, но он привлекает ваше внимание и добивается, чтобы желаемое получить. Здесь есть все: и честное страдание, и обращение за помощью, и настаивание на том, чтобы ему все сделали и побыстрее.
Уже спустя месяц дети плачут более разнообразно и с разными задачами. Ребенок уже по-разному плачет, когда ему хочется есть-пить или когда ему мокро, когда он хочет спать или когда хочет на ручки: формируется плач как обращение за конкретной помощью. Это плач инструментальный, то есть плач не «потому что», а «для того чтобы», но это не манипулятивный плач. См.→
Другой вид плача — это честный плач-страдание. Главное, что здесь нужно понять: этот плач возникает не сам по себе. Этот плач ребенок либо перенимает у других детей, либо его, сами того не понимая, формируют сами родители.
Ему было плохо, он вам плакал. Поскольку вы подходили к ребенку, когда он начинал вам плакать, вы естественным образом подкрепляли его поведение. Но даже если вы, подойдя, помогали, «плохо» не всегда уходило сразу, и ребенок вам плакал еще и еще. В течение месяца формировалась связь: «плохо — надо плакать». За месяц формируется уже устойчивый условный рефлекс и просто привычка: если мне плохо — я плачу. У ребенка появился искренний, честный плач, плач без цели, плач потому что... (см.→)
Наверное, вы замечали не раз: если ребенок с мамой — плачет. С бабушкой — плачет еще чаще. А с папой — не плачет. Почему? Потому что папа плач не подкрепляет.
Как относиться к такой, выработанной окружением, детской привычке плакать? Обязательна ли такая привычка, можно ли обойтись без формирования такой привычки? Все возможно, но насколько нужно — вопрос неясный... См.→
Кроме плача как средства обращения за помощью и честного плача-страдания, дети достаточно быстро осваивают манипулятивный плач, плач как средство давления на родителей.
Как различить честный и манипулятивный плач? Если ребенок обычно без серьезных причин не плачет, а сейчас сильно ударился и плачет, хотя выгоды у него от этого нет — видимо, это честный плач. Если ребенок традиционно и сразу начинает орать в плаче, когда ему что-то не понравилось и ему что-то надо — видимо, это плач манипулятивный.
Тем не менее, четких границ между этими двумя видами плача, по-видимому, нет. Достаточно типично, что плач начинается как вполне честный, но продолжается (или раскручивается) уже как манипулятивный.
Если ребенок видит, что поплакать ему на руку и выгодно — и чего бы тогда ни поплакать ради пользы и удовольствия?
Вопрос
Всегда ли родители настолько «в струе» и на одной волне, чтобы это почувствовать и определить? А если ему больно? А если он чем-то расстроен, но выразить вербально это пока не в состоянии и это единственный способ разрядки фрустрации?
Думаю, что это ошибочный подход. Тут важнее не чувствовать, а наблюдать. Если ему совсем не больно — да, ты это почувствуешь, и тогда ясно — ребенок манипулирует. Только чаще ситуация другая: ребенку действительно что-то неприятно, но он мог с этой ситуацией справиться сам, без плача и криков. Ребенок упал, ему это не комфортно: плакать обязательно? Нет. Без вас он не заплачет: кому плакать? зачем? А с вами, которые такие внимательные и все чувствуете, он начнет плакать обязательно.
И как тогда?
Определяя, какой это плач, полезно учесть особенности мужского и женского восприятия: мужчины более склонны любой плач воспринимать как манипулятивный, женщины — как естественный, честный. Если возникает конфликт видений, то в большинстве ситуаций чаще оказывается права женщина: просто потому, что обычные мужчины детьми занимаются реже, а если мужчина устал и раздражен, то ему любой плач кажется специальным. С другой стороны, если папа умный и ребенком занимается тоже, то скорее прав папа, поскольку у мужчин обычно более объективный взгляд на ситуацию.