Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Как относиться к плачу ребенка? Неопытные родители плача ребенка боятся: он для них обвинение, что они в чем-то виноваты. Ленивые мужчины от плача ребенка раздражаются: «вот, снова беспокоит!» Тревожные женщины по поводу плача беспокоится: «Вдруг случилось что-то серьезное?»
А вот умные родители к плачу ребенка относятся внимательно и спокойно: иногда это сигнал, на который стоит отреагировать. Если же причины плача нет, если ребенок плачет «просто так», то это дело ребенка. Плач для здоровья ребенка — не вреден, это только дыхательная гимнастика и развитие голоса.
В Японии существует Фестиваль плачущего ребенка Наки Сумо.
Два сумоиста берут по ребенку в руки, встают друг на против друга и пытаются сделать так, чтобы они заплакали. Чей ребенок заплакал первым — та пара и победила.
Если дети заплакали одновременно, то победил тот, кто плачет громче.
Если не получилось сделать так, чтобы ребенок заплакал, то судья одевает страшную маску и начинает пугать малыша.
Этот конкурс проходит в Японии вот уже 400 лет. Японцы верят в то, что детский плач прогоняет злых духов, а так же способствует тому, что ребенок вырастет здоровым.
Громкий плач чаще всего говорит не о том, что с ребенком что-то случилось, а о том, что ребенок здоров и бодр. Вон как громко плачет!
Когда ребенок плачет, не надо его успокаивать.
У него не горе, а сообщение о своих потребностях и желаниях.
Помните, что плач — естественная дыхательная гимнастика, при этом, естественно, позаботьтесь о том, чтобы этой гимнастикой он не занимался чрезмерно.
Что главное нужно знать о детском плаче? Мало кто знает, что детский плач не является естественной, рефлекторной реакцией, плач — это выученное поведение. У маленьких детей изначально есть только врожденный призывающий или недовольный крик, из которого постепенно формируется (ищется ребенком) плач, с помощью которого ребенок может управлять взрослыми.
Детский плач — когда-то просто информирование родителей о своих потребностях и желаниях, а когда-то — специально подобранное голосовое воздействие на родителей, выдыхание в голос страдания (хнык-хнык) или ярости, выдох за выдохом!
Плач ребенка — не просто рыдание, а специально (эволюцией) подобранные звуковые колебания, максимально бьющие по психике взрослых людей. После рождения дети специально подбирают интонацию плача, чтобы он максимально влиял на маму, папу, бабушки и так далее. Самые новорожденные делают этот подбор, по-видимому, бессознательно, дети постарше нередко делают это вполне осознанно.
Сценка из жизни: сидит мальчик в комнате, на слух подбирает интонации плача: «А-а-а-а...» «Э-э-э-э...» Нашел — с ревом побежал к родителям!
Если уйти от излишней детализации, то детских плачей всего три: плач-разрядка, инструментальный плач и манипулятивный плач. Чтобы пояснить их разницу, рассмотрим ситуацию, когда ребенок быстро бежал, споткнулся, упал и больно ударился. Заплакал. Если рядом никого нет, а ребенок плачет — скорее всего, это плач разрядка. В плаче-разрядка не ставится никаких целей, это плач просто потому, что коленке больно, на душе обидно, а если поплакать — то вроде как полегчает. Этот плач не предназначен никому, ребенок плачет здесь для себя. Если же ребенок ударился, ему больно и обидно, и он бежит плачет маме, чтобы мама погладила коленку и пожалела — это инструментальный плач.
Когда ребенок плачет, не надо его жалеть.
Жалость — это отношение к маленькому и беспомощному.
Вы хотите внушить своему ребенку его такой образ себя?
Инструментальный плач, как и плач-разрядка — честный плач, ребенку действительно есть из-за чего плакать. Но если плач-разрядка — плач «ни для кого», ребенок плачет сам себе, то инструментальный плач имеет внешнюю цель: он плачется взрослому, чтобы привлечь внимание взрослого и чтобы взрослый — ребенку помог. Речью ребенок еще (толком) не владеет, а плач до родителей доходит быстро. Вот ребенок родителям и плачет. А как нужно относиться к тому, что ребенок с тобой разговаривает? — Хорошо нужно к этому относиться, внимательно.
Обратить на себя внимание взрослого с помощью плача — нормально, а вот настаивать на том, что ребенку хочется — нет. Когда родители к плачущему ребенку подошли и ребенок может сказать, что он от родителей хотел, плач должен кончиться.
Если, конечно, ребенку от родителей что-то нужно. Нужно — успокойся и скажи. А потом — если хочешь, плач себе на здоровье!
Формулировка простая и знакома всем опытным родителям: «Я вижу, ты плачешь, наверное у тебя что-то случилось. Я хочу тебе помочь. Успокойся и расскажи, что случилось? Когда ты говоришь и одновременно плачешь, я тебя не понимаю. Вначале успокойся, потом расскажи!» Скоро дети к этому привыкают, плачут только «по делу», а когда нужно что-то сказать — говорят это родителям спокойно.
Итак, от честных видов плача важно отличать манипулятивный плач, который сооружается ребенком нередко на пустом месте для того, чтобы надавить на родителей (например) и добиться своего. Внимательные родители манипулятивный плач отличают от честного плача без труда. Если ребенок обычно без серьезных причин не плачет, а сейчас сильно ударился и плачет, хотя выгоды у него от этого нет — видимо, это честный плач. Если ребенок традиционно и сразу начинает орать в плаче, когда ему что-то не понравилось и ему что-то надо — видимо, его плач манипулятивный. Такой плач нужно категорически прекращать — так же решительно, как вы прекращаете игры детей на проезжей части, драки палками и другие вещи, опасные для здоровья детей. Поскольку плач — не естественная реакция, а выученное поведение, то от всего выученного можно отучить. Если вы поставите себе такую задачу, у вас получится.
Дети плачут не от страха, а чтобы им в трудной ситуации помогли родители.
Дети плачут не от боли, а чтобы привлечь к себе внимание.
Дети плачут тогда, когда их к этому приучили родители.
Многих вещей, которые боятся взрослые, дети не боятся. Когда дети падают, страшно обычно родителям, и дети начинают плакать при падении только тогда, когда им это интересное развлечение подсказали взрослые.
Рассказ: «Вот история. Сам бы не поверил. Но я там был, и это подлинная история. Советских времен ещё. У моих знакомых студентов-старшекурсников была очень умная не по годам девочка Катя. Очень спокойная. Когда её обидели — она так плакала! Она умела тогда плакать. Когда считала нужным. И было ей около года. Говорить ещё не умела. Однажды зимой поднимаюсь по лестнице в общежитии, и вдруг вижу: прямо на ступеньке лестницы ничком и молча лежит закутанное с ног до головы в зимнюю одежду тельце. Валенки, шубка, шапка. Знакомый цвет и размер. Катюшка!!!! Что я успел подумать самое страшное и ужасное, пока прыгал к ней по ступенькам, не передать! Подскакиваю, переворачиваю.... Совершенно спокойное, безмятежно-терпеливое выражение лица. Через минуту подошла и мама. Оказывается. она повела её гулять, но подходя к лестнице, вспомнила, что что-то забыла, и вернулась в комнату, сказав Кате подождать. А Катя, видимо, слишком близко подошла к ступенькам — и упала. Упала — и стала терпеливо ждать. Потому что в её мире упасть — это не катастрофа. Мама придёт, поднимет, и они пойдут гулять на улицу... Да, с девочкой все в порядке: сегодня она уже выросла, закончила ВУЗ, и ее психическому здоровью можно только позавидовать».
Понятно, что нужно учитывать возрастные особенности. До года у ребенка — только честный плач, а вот после года ситуация более сложная: ребенок осваивает как инструментальный, так и манипулятивный плач. Если ребенок плачет просто от боли, его совершенно нормально взять на руки, на руках он успокоится быстрее. Если маленький что-то хочет и об этом плачет, спокойно спрашивайте его, что он хочет, пусть хотя бы рукой или направлением взгляда вам покажет: в полтора года уже пора детей этому учить. А если он орет, просто добиваясь своего, на такое не реагируйте или постарайтесь отвлечь — неправильно, если ребенок привыкнет вами командовать.
Пишет папа: «Я сказал дочери, ей 5 лет, что у меня аллергия на плач. Каждый раз, когда она начинает плакать, я несколько раз чихаю, она извиняется и сразу же прекращает».
Когда и как можно разрешать плакать девочкам, родители решают в разных ситуациях по-разному. Что касается воспитания мальчиков, здесь определенности больше: то, что нормально маленькому мальчику, неправильно для взрослого мужчины. При этом беседовать с ребенком, что мальчику плакать не пристало, конечно стоит попозже, тема «ты не девчонка» до 3 лет не актуальна.
Но возвращаясь к теме о девочках — а вы как думаете, как относиться к плачу у девочек? Им плакать можно? Сколько? Зачем? По имеющимся у меня сведениям, в прежние времени в Институте благородных девиц плакать девушкам было неприлично. Это просто — дурной тон, как будто вы из крестьян. Обмороки разрешались, а плакать — нет. И тогда воспитанные девушки не плакали, даже когда было трудно и больно...
Как сегодня мы будем решать эти вопросы?
Комментарии (9):
Все чувства уместные. Надо уметь их распознавать и выражать в удобоваримой форме. В нашей культуре, к сожалению, этому не учат.
Тезис от гештальт-терапевтов "Нет плохих эмоций, все чувства уместные" я слышу уже более 30 лет. Я не торопился с оценкой, разумная это позиция или не вполне, я рассматривал разнообразие жизненных ситуаций и думал. Сегодня я уверен, что этот тезис уместен только в узком кругу психотерапевтических ситуаций, а применительно к ситуациям повседневной жизни такая позиция или неверна, или контпродуктивна. Мы уже вырастили поколение детей, которые привыкли по любому поводу орать, в том числе на родителей. На надо дальше портить детей, и посмотрите статью Плохие эмоции, вредные чувства.