«Мужчины не плачут» как педагогическое внушение детям

12 мая 2014 г. в 14:12

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Редко плачут мальчики, которых родители научили в трудной ситуации — действовать. Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать.

Мальчик упал, сильно ударил коленку и сидит, ее трет. — «Бедненький, как тебе больно, иди я тебя пожалею!» — запричитала бабушка, и ребенок расплакался. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания — девочка, а не мальчик.

Понаблюдайте, как ведут себя дети, когда во время игры обо что-то больно ударятся. Плачут ли они? — Да, если рядом есть мама. Если рядом мама или бабушка, ребенок плачет и бежит к ней, чтобы пожалела. Если же мамы или бабушки нет, если дети играют одни, без взрослых, плач звучит на удивление редко. Ударился — потер колено, ну ладно поскулил — побежал дальше. Играем!

Фильм «Майор Пэйн»

Внушение мальчикам «Мужчины не плачут» — не запрет эмоций вообще, а воспитание культуры и привычек будущего мужчины. Женские страхи «Это приведет к подавлению эмоций и ребенок вырастет безэмоциональным» — пустое. Если родители объясняют ребенку, что железными палками драться нельзя, это не запрет движений вообще и это не приведет к физической недоразвитости ребенка. Наши дети могут и должны быть живыми и эмоциональными, но чувства беспомощности и жалости к себе едва ли должны быть главными нотами в гамме душевных переживаний наших детей.

У хороших родителей есть простое правило: «Если тебе нужна помощь — скажи, мы тебе обязательно поможем. Но если ты плачешь — как мы тебе поможем? Прекрати плакать и скажи, что бы ты хотел!». Это правило налаживает нормальное общение между детьми и родителями, и дети вместо эмоционального давления на родителей начинают им спокойно говорить и о своих проблемах, и о своих желаниях.

Дети плачут не просто от боли, дети плачут взрослым, чтобы пожалели. Только позже, со временем, они начинают плакать не взрослым, а сами себе, начинают жалеть себя сами.

Психологи учили это на курсе детской психологии: «Деятельность, разделенная между взрослым и ребенком, со временем ребенком интериоризируется и становится его личной».

Собственно, почему бы и не поплакать, если тебе хочется, а тебя готовы пожалеть? Почему бы и не поплакать, если ты ребенок? Почему бы и не плакать по жизни дальше, если в модели женского поведения плакать при встрече со страшным и трудным — нормально? Женщины плачут, потому что рядом с ними есть мужчины, которые услышат их и их защитят. Но если в момент, когда страшно и трудно, мужчина вместо того, чтобы защитить женщину, начнет плакать, женщина останется беззащитной. Женщина останется — без мужчины.

Фильм «Легенда №17»

«Поплачь, поплачь, будет полегче!» — подсказывают бабушки своим внучкам: идет нормальное обучение девочек нормам женского поведения. «Мужчины не плачут» — говорят отцы своим сыновьям, чтобы те не превращались в плакс.

При этом, как и в любой обучающей ситуации, педагогическое задание должно быть посильным: если ситуация для мальчика неожиданна и слишком трудна, отец в такой ситуации промолчит и только обнимет плачущего сына. Мужчины взрослеют не сразу, требовать всего сразу нельзя. Но помнить о направлении — необходимо: «Мужчины — не плачут». Мужчины должны действовать, а не переживать. Мужчины должны быть сильными, и даже их слезы когда-то должны делать сильнее и их самих, и их окружение.

Не стоит при этом требовать от наших бабушек, чтобы они говорили своим любимым внучаткам: «Прекрати плакать, ты же мужчина!» — когда ребенок плачет и жалобно смотрит на нее жалобными глазами, бабушка такое сказать не в силах. Но если мужским воспитанием занимается мужчина, отец, его нужно поддержать. Хочется верить, что наши женщины замужем за адекватными мужчинами, которым доверить воспитание детей можно. Будем счастливы, если у каждого мальчика будет отец — настоящий мужчина, с которого он сам захочет брать пример. Мужчины должны быть сильными, чтобы женщины были счастливыми.

Фильм «Испанский-английский»

Конечно, если ребенок больно ударился и от обиды немного всплакнул, ничего страшного нет, это не истерика, и это нормально. Но ведь — не отлично. А если мы планируем жить по максимуму и так же воспитываем своих детей, то — никаких обид и никаких слез. Настоящие мужчины так не реагируют, значит, и мальчики должны учиться этому же.

Понятно, что нужно учитывать возрастные особенности. До года у ребенка — только честный плач, а вот после года ситуация более сложная: ребенок осваивает как инструментальный, так и манипулятивный плач. Если ребенок плачет просто от боли, его совершенно нормально взять на руки, на руках он успокоится быстрее. Если маленький что-то хочет и об этом плачет, спокойно спрашивайте его, что он хочет, пусть хотя бы рукой или направлением взгляда вам покажет: в полтора года уже пора детей этому учить. А если он орет, просто добиваясь своего, на такое не реагируйте или постарайтесь отвлечь — неправильно, если ребенок привыкнет вами командовать. А беседовать с ребенком, что мальчику плакать не пристало, конечно стоит попозже, тема «ты не девчонка» до 3 лет не актуальна.

Кстати, о девочках — а вы как думаете, как относиться к плачу у девочек? Им плакать можно? Сколько? Зачем? По имеющимся у меня сведениям, в прежние времени в Институте благородных девиц плакать девушкам было неприлично. Это просто — дурной тон, как будто вы из крестьян. Обмороки разрешались, а плакать — нет. И тогда воспитанные девушки не плакали, даже когда было трудно и больно... А все-таки: что думаете вы? Как воспитывать нам наших детей? Мальчиков? Девочек?

  • Мужчина
  • Воспитание мальчика
  • Детский плач
  • Автор Н.И. Козлов
  • Личность, общество
  • Воспитание детей

Комментарии (40):

Гость, 29 ноября 2013 г. в 21:27
Когда мои дети впадают в истерику - даю проораться, не жалею, все разговоры только после того, как перестают плакать.
3 ответа
Гость, 18 декабря 2013 г. в 13:03
Все правильно.
Гость, 15 мая 2014 г. в 21:43
Когда у детей истерика, им очень тяжело. И в этом случае любящие родители должны их поддержать!
1 ответ
Н.И. Козлов, 16 мая 2014 г. в 07:11
Как вариант - да, пока истерики у ребенка не входят в привычку. А если ребенок привыкает добиваться своего истериками - это уже не дело. Смотрите статью "Как реагировать на детские истерики?"
Гость, 22 октября 2019 г. в 01:47

Может быть, я зря скажу. Но часто встречала европейских мужчин, французов, которые склонны переживать и плакать. Защиты не чувствовала. У австрийцев тоже слабые мужчины, принятие решений иногда переносится на женщин. Я не знаю почему так. У немцев существенно меньше. И меня это наводило на мысли о воспитании. Если не думать о национальностях, ведь люди везде разные, это ясно, то защиту не чувствуешь, если защита нужна мужчине. Ясно, дельно: учить действовать, хороший аргумент и руководство к действию. А что если невыраженная агрессия будет после активного дня (дня Рождения) в виде плача? Плакать запрещали, сам не справился, много впечатлений. То можно, наверное, пожалеть, научить агрессию выразить. Но все сложно увидеть, сложно всему научить. Спасибо за взгляд. Буду учить действовать.

Гость, 18 декабря 2013 г. в 13:03
Плакать для детей это нормально. Сначала мы запрещаем мальчикам плакать, а потом удивляемся, почему они вырастают безэмоциональными, молчаливыми. А если их с детства учат скрывать свои чувства, вот они скрывают их, потом уже взрослые мужчины копят и держат в себе все обиды, молчат, и даже к психотерапевту не хотят идти, а результат - болезни, инфаркты и т.д. Мальчикам не надо запрещать плакать, и не надо стыдить их за это. А если хотите, чтобы ребенок был сильным и мужественным, и мог защитить свою жену в будущем, надо отправлять его на секцию самообороны, бокса, борьбы и т. п.
2 ответа
Гость, 13 мая 2014 г. в 10:47
Гм, такое ощущение, что мы статью не читали, а бегло просмотрели название и выводы. Вначале есть же четкий ответ на возражение про "запрет плакать = будущая безэмоциональность".
1 ответ
Гость, 15 февраля 2019 г. в 20:40

А где там четкий ответ? Аргументации там нет. Есть утверждение, что такие опасения - это "пустое". Но оно ничем не подтверждено.

Гость, 04 сентября 2017 г. в 09:59

Прочитайте статью! Там хорошо все объясняется!!!

Гость, 17 февраля 2014 г. в 23:41
Не могу согласиться: через плач ребёнок пытается привлечь внимание к себе, и это совершенно нормально, ведь ему просто не хватает ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗИ с родителями! Больше проводите с ним времени, играйте, занимайтесь, восхищайтесь его открытиями, пусть даже они будут незначительными, и тогда ваше чадо проникнется к вам любовью и доверием, а впоследствии и к другим людям он будет испытывать эти чувства, потому что в нужный момент его мама приучила к эмоциональному контакту с окружающим миром!
Гость, 15 мая 2014 г. в 15:15
По моему мнению, нет ничего страшного в том, если мальчик/девочка всплакнул, ударившись. Выплеснул свою обиду на ситуацию и начал заниматься своими делами дальше. Плохо, когда это не слезы, а истерика, и нет разницы, кто это, мальчик или девочка.
1 ответ
Н.И. Козлов, 15 мая 2014 г. в 16:53
Это правда, страшного в этом ничего нет, это нормально. Но - не отлично. А если мы планируем жить по максимуму и так же воспитываем своих детей, то никаких обид и никаких слез. Взрослые мужчины так не реагируют, значит, и мальчики должны учиться этому же. Возможно, этому же должны учиться и девочки.
2 ответа
Лариса, 15 июня 2015 г. в 07:33
Что значит "жить по максимуму"?
Гость, 15 февраля 2019 г. в 20:43

Это крайность. "Никаких слез и обид". Если это присуще поведению человека, значит по мере эволюционирования становилось необходимым. Мне вообще тяжело представить человека, который не плачет и не обижается - это киборг какой-то.

Гость, 15 мая 2014 г. в 21:35
Как пишет Холлис в книге "Под тенью Сатурна", если эмоции должны образом не проживать, это порождает внутреннее напряжение, психосоматику и другие тяжелые проблемы. Я не раз была свидетелем мужских слёз на терапевтических сессиях. Это всегда вызывает совершенно не жалость и пренебрежение, а огромное уважение к такому мужчине! Потому что только по-настоящему сильный мужчина может разрешить себе проявлять свои эмоции без оглядки на то, "кто что подумает". Он уверен, что это не разрушит его. Что он, как здоровый человек, вправе иметь весь набор атрибутов. Чувства и эмоции входят в комплект. Наоборот, там, где место грусти и горю, а мужик каменеет с красным лицом под знаменем "мальчики не плачут", зрелище становится жалким. Виден только его смертельный страх встретиться с собственными эмоциями. Эмоции - это естественное проявление человеческого организма. Плач - естественный способ проявлять эмоцию грусти, тем более для девушек. "Когда жалеют, хочется плакать" - как раз именно так ребёнка поддерживают в момент, когда ему очень грустно и больно. Своим сочувствием близкие помогают ПРОЖИТЬ эмоцию и идти дальше. Для этого, в том числе, и нужна семья.
1 ответ
Гость, 11 декабря 2019 г. в 13:14

Все верно, а статья совковая, абсолютно сексистская с кучей ярлыков.

Н.И. Козлов, 16 мая 2014 г. в 07:10
Очень часто подавленные переживания видятся там, где их нет, просто на том основании, что горе-психотерапевт или читатели популярной психотерапевтической литературы убеждены, что человек должен тяжело переживать. А если переживаний не видно - "значит, человек подавляет свои переживания". Это - опасная психотерапевтическая проекция. Полезно помнить, что люди более разумного склада трудные ситуации приучены решать, а не переживать, отсутствие видимых признаков переживаний у умного и взрослого человека может говорить не о подавлении им эмоции, а о его высокой психологической культуре и социальной ответственности. Подавляют переживания те, кто переживают. А кто жизненные задачи энергично и ответственно решает, тем обычно не до переживаний. Смотрите статьи "Подавленные переживания" и "Как управлять своими эмоциями".
1 ответ
Гость, 10 ноября 2015 г. в 23:33
Я думаю, чтобы успешно решать жизненные проблемы, нужно использовать весь набор данный человеку, в том числе и переживания, эмоции, а не только логику. Всем набором решается мощнее, точнее и надёжнее.
Гость, 16 мая 2014 г. в 16:07
А мне интересно, о каком возрасте идет речь? Ведь до определенного возраста дети просто не умеют по-другому выражать свои потребности (сыну год и 4). Муж сразу стал воспитывать сына в стиле "не плачь, чего как девчонка! " И это годовалому! Как мама, я не согласна, но может муж прав....
Гость, 16 мая 2014 г. в 16:13
И еще вот с этим тоже не согласна, опять таки до определенного возраста. "У хороших родителей есть простое правило: "Если тебе нужна помощь - скажи, мы тебе обязательно поможем. Но если ты плачешь - как мы тебе поможем? Прекрати плакать и скажи, что бы ты хотел!"." Я бы уточнила возраст, ведь до определенного возраста ребенок и сам не знает, что он хочет, и просто НЕ МОЖЕТ сам успокоиться. Лет до 4-5, а может и чуть больше, считаю, сначала необходимо помочь успокоиться, а уж потом разбираться, в чем проблема и чем помочь.
1 ответ
Н.И. Козлов, 16 мая 2014 г. в 21:56
Мгновенно успокаиваться ребенок умеет уже с года жизни, посмотрите об этом статью "Мастерство плача ребенка от 1 года до 3 лет". Другое дело, что возраст действительно нужно учитывать, я об этом в статье сделал добавление. Спасибо!
Н.И. Козлов, 16 мая 2014 г. в 20:16
До года у ребенка - только честный плач, а вот после года ситуация более сложная: ребенок осваивает как инструментальный, так и манипулятивный плач. Если ребенок плачет просто от боли, его совершенно нормально взять на руки, на руках он успокоится быстрее. Если маленький что-то хочет и об этом плачет, спокойно спрашивайте его, что он хочет, пусть хотя бы рукой или направлением взгляда вам покажет: в полтора года уже пора детей этому учить. А если он орет, просто добиваясь своего, на такое не реагируйте или постарайтесь отвлечь - неправильно, если ребенок привыкнет вами командовать. А беседовать с ребенком, что мальчику плакать не пристало, конечно стоит попозже, тема "ты не девчонка" до 3 лет не актуальна.
Гость, 18 мая 2014 г. в 00:56
Спасибо всем. На личном опыте воспитания двух сыновей, с разницей в возрасте 7 лет, замечу, что жалость это последнее дело. Она ни к чему хорошему не приводит. Ее стоит заменить на сочувствие , сопереживание. И дети это очень хорошо чувствуют и понимают. Мужчины не плачут - мужчины расстраиваются - считаю не актуально. Не забывайте учить детей переводить проблему в задачи как можно раньше или научить увидеть в проблеме позитивную сторону. Можете попробовать сначала на себе. Будучи женщиной считаю, что плакать и капризничать дурной тон для каждого, стоит научиться переводить слезы в слова. Допустимо в крайне редких случаях для взрослого человека, невзирая на пол. Мнение лично мое. Удачи в воспитании!
Селезнева Ирина, 19 мая 2014 г. в 02:55
Замечательная статья! Начинаешь осознавать, что слезы не решают проблему, они ее усугубляют. Буду стараться приучать себя быть более конструктивной и не реагировать на внешние обстоятельства "крестьянскими" слезами!
Гость, 10 июня 2014 г. в 13:14
Такое ощущение, что некоторые комментирующие решили не читать статью, а сделать свои выводы по названию статьи. С автором полностью согласна. Также и с девочками надо, так как они, действительно, частенько любят пользоваться слезами и истериками.
Гость, 17 июля 2014 г. в 18:48
Совершенно с вами согласна. И вообще, после прочтения нескольких статей на этом сайте создалось впечатление, что все они взяты из литературы 40-летней давности, поскольку многие идеи, как, например, эта, уже давно признаны психологами всего мира как вредящие психике ребенка (как в детстве, так и в будущей взрослой жизни).
1 ответ
Н.И. Козлов, 17 июля 2014 г. в 19:18
Улыбаюсь. О вреде контроля эмоций говорят только гештальт-терапевты, психологи же научной ориентации придерживаются других взглядов. Впрочем, если у вас есть ссылки на научные работы, обосновывающие вашу точку зрения, буду благодарен за ссылку.
1 ответ
Гость, 31 мая 2022 г. в 17:40

Николай Иванович! Год ходила к гештальтисту - стала истеричкой. Совсем разучилась сдерживать слезы. Даже стыдно было порой. Потом научилась сдерживать себя. Эмоции не "копятся", а просто накапливаются гормоны стресса. Для меня лучший их выход - баня, ну и пение, конечно. А если детей так воспитывать, "проживать эмоции"- то это полный аншлаг.

Гость, 06 декабря 2014 г. в 15:46
Изначально начала искать подобные статьи, т.к. начали ссориться с мужем по поводу воспитания сына (ему 6 лет). У нас абсолютно разное видение. Во многом согласна с автором. Мне как женщине неизвестен мужской мир, построение отношений в мальчишеском коллективе. Муж утверждает, что я чересчур ношусь с ним, постоянно жалею, вот он и ревет при малейшей проблеме. И когда рядом меня нет, то слез гораздо меньше. Очень хочу воспитать настоящего мужчину, за которого не будет стыдно перед его женой. Но как только муж начинает на него орать, обзывать, я как тигрица принимаю все на себя, и тут скандала не избежать. Может подскажите, какие еще можно почитать книги или статьи как мне, так и мужу. Уж очень хочу, чтобы он воспитывал не эмоциями, а правильно продуманным подходом. Спасибо заранее!
1 ответ
Н.И. Козлов, 06 декабря 2014 г. в 22:19
Посмотрите статьи по этой ссылке...
Гость, 15 января 2015 г. в 03:54
Согласна с автором статьи, сыну 5 лет, пожимаю плоды воспитания, сразу надо воспитывать мужчин, по любому малейшему поводу начинается манипулятивный плач, нет, не истерика, а просто хныканье, он видит, что я поддаюсь, это доставляет ему огромное удовольствие, с папой так себя не ведет. А теперь надо перевоспитывать, только это намного сложнее, когда привычка уже устоялась, в общем, жалея мальчиков мы сами себе создаем проблемы. Стоит ему удариться, сразу плакать начинает, жалеть себя, объясняю ему, что в жизни надо все терпеть, и что будет еще другая боль, а в общем трудное это дело воспитать настоящего мужчину, когда в семье правит женщина, и все принятие решений мужчина перекладывает на женские плечи, лишь бы самому не за что не отвечать.
Лариса, 15 июня 2015 г. в 07:43
А почему Вы противопоставляете "решение проблемы" и "проживание эмоций"? Что за "разумного склада" люди? :) Вы, как психолог, наверное, знаете, что человеческая психика имеет три составляющих: разум, эмоции, воля. И все они важны и нужны для счастливого существования человека. Так задумано Богом! Кстати говоря, и решать ситуацию очень трудно, находясь во власти неосознаваемых эмоций. Сначала их нужно переработать, выразить, освободится и тогда решение проблемы не покажется таким трудным, как вначале. А управлять своими эмоциями - это, в том числе, и умение их ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ, а не ПРЯТАТЬ за решением проблем (это уже задача разума). Ключевое слово здесь - ПРАВИЛЬНО!
Гость, 27 июня 2017 г. в 20:36

А вот в Индии в воспитании мужчин нет такого, что мужик не должен плакать. Там мужчины вполне себе могут заплакать, и это не считается чем-то ненормальным ))) И вроде нормальная нация )))

2 ответа
Козлов Николай Иванович, 11 марта 2018 г. в 18:40

Только что вернулся из Индии, об индийских мужчинах - впечатления тяжелые... Почти повсеместно нездоровая полнота, совсем не спортивные, сзади больше похожи на женщин. На мужественных похожи мало, на тех, кто может плакать - похожи. И я определенно не хочу, чтобы мои сыновья были так воспитаны.

Kar Olga, 16 мая 2020 г. в 07:14

Мой муж индиец. Честно скажу, что я бы не хотела, чтобы мои сыновья росли с такой моделью поведения. Мой муж рассказывал, как индийские сыновья "заботятся" о матерях. Когда мать стареет и не может ухаживать за сыном, сын приводит в дом невестку. "Вот, мама, Вам помощница". Муж рассказывал с восхщением, я слушала с ужасом.

Гость, 02 марта 2018 г. в 15:53

Очень интересно. Я сама обучаюсь психологии и провожу исследования. И думаю на некоторое стоит обратить внимание. Нельзя полностью запрещать плач. Плач у ребенка может быть как манипулятивным, так и естественным проявлением чувств. Плачут для манипулирования те, кого плохо воспитали. Но нельзя запрещать плакать, если плач проявляет чувства. Если человек испытал сильные физ/пси нагрузки, то у него может быть плач, вызыванный жалостью к себе. Это не стоит игнорировать. Спортсмен/ка может плакать из за проигрыша. Военный/ая после боя может плакать от мощного пси воздействия и перегрузки. Тут пожалеть человека будет верным.

 

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 11 марта 2018 г. в 18:43

Вопрос не простой, но почитайте статью "Когда в душе острая боль, или - Мужчины не плачут?".

Гость, 26 августа 2019 г. в 15:09

Я вроде тоже понимаю, что в большинству случаев мужчины не плачут. Но к мужу у меня куча претензий, по методам обучения этому навыку. Стоять над пятилетним ребёнком с красным от ярости лицом и фломастерам в руках с криками «Я тебе сейчас сиси нарисую, как у бабы» я считаю, мягко говоря, ненормальным. В моих глазах в первую очередь - это унижение женщины! Типа мы такие второго сорта. В такие моменты планка у меня падает и с мужем скандал. Он говорит, что я воспитаю бабу. Мне вот интересно, мужики именно таким методом воспитываются, или всё таки когда отец с сыном время проводит, а не на телефончик в войнушку играет. Может я в чем-то не права?!

Гость, 02 января 2021 г. в 23:31

Я не согласен со статьей. Воспитывать "что мужчина должен быть сильным" и "мужчина не должен плакать" это устарело. Эта основная причина, почему мужчины не обращаются к врачам/психологам, когда у них депрессия или другие ментальные проблемы. Они не хотят показывать, что они "слабаки". Поэтому мужчины 3 (и более) раза чаще кончают жизнь самоубийством. Женщин так не учать, поэтому им не стыдно обращаться к врачам, когда им плохо. Пожалуйста, исправьте статью.

1 ответ
Наташа, 10 октября 2022 г. в 11:41
Не может устареть то, что было актуальным еще 15 лет назад и во все века. Для внушаемых -и подверженных влиянию - да, устарело

Материалы по теме:

Картинка к "Воспитание дворян и аристократов"
25 мар. 2020 г.
Жизнь дворян была похожа на строгий ритуал, для качественного исполнения которого требовалось воспитание с детства.
0Подробнее →
Картинка к "Демиан, бассейн, обида"
01 янв. 2010 г.
Демиан тихонько плачет: негромко хлюпает, плечи характерно подрагивают. Вопрос: как вести себя папе, который через минуту это заметил тоже?
Картинка к "Как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик"
01 окт. 2022 г.
Детское «Купи!» вызывает целую бурю необъяснимых эмоций у взрослых. Родители готовы назвать своих чад попрошайками, жадинами, бессовестными транжирами даже за просьбу купить мелочь, вполне доступную семейному бюджету. Или наоборот, испытывают такое необъяснимое чувство вины перед ребенком, что готовы бежать в ближайший магазин за совершенно ненужной вещью...
Картинка к "Как Миша поставил бабушку в угол"
01 янв. 2012 г.
Нужно приучить ребенка к тому, что в семье главный не он, а правила.
Картинка к "Как подростка превращать в мужчину"
16 мар. 2015 г.
Я понял, что можно воспитывать сына без запретов и наказаний, главное передавать желаемую свободу подростку вместе с ответственностью.
Картинка к "Когда в душе острая боль, или — Мужчины не плачут?"
01 янв. 2010 г.
Не все знают, но для мужчины плач - бессмысленен. Для женщин все по-другому: если у женщины горе и она поплакала, ей обычно становится легче, женщине плач помогает справиться с душевной болью. А у мужчин все не так, их горе и их боль плачем не облегчается, нет. Мужчины не плачут, потому что для них это обычно бессмыленно, и для того, чтобы оставаться мужчинами, то есть сильными и разумными людьми.
Картинка к "Мужчины, Мужчины, МУЖЧИНЫ"
01 янв. 2000 г.
Как-то в магазине игрушек пришлось услышать диалог семейной пары. Они выбирали игрушку трехлетнему сыну. Папа предлагал: «Давай купим меч. Смотри, как он здорово сделан. Такой игрушки у него еще нет». У папы у самого горели глаза, глядя на этот меч. Мама нахмурилась: «Не надо, это агрессивная игрушка. Давай купим настольную игру – пусть развивается». Папа не сдавался: «Ну, как же не надо! Развивающие игры у него уже есть. А меч мальчику тоже нужен. Я помню, как мне в детстве это было надо!»
Картинка к "Подавление эмоций. Реальный вред и вредные мифы"
08 нояб. 2021 г.
Контролировать и сдерживать свои эмоции вредно для здоровья?
Картинка к "Ребенок от 1 года до 3 лет: можно ли жить без плача?"
28 окт. 2015 г.
Плач для ребенка — не трагедия, а такая же форма жизнедеятельности, как смех или игра. 
Картинка к "Слезы в глазах Суворова"
01 окт. 2022 г.
Во время бесперецентного перехода суворовских войск через Альпы (пока Суворов был на Чертовом мосту) французские генералы Массена разбил корпус Римского-Корсакова, а Сульт опрокинул союзников русских - австрийцев. На всем театре военных действий в горах французам противостоял один Суворов со своей маленькой армией, измученной долгим переходом, лишенной продовольствия и артиллерии. Французы заперли выход из Мутенской долины, и русская армия оказалась в каменном мешке.
Картинка к "Воспитание в императорской семье"
13 июн. 2014 г.
Воспоминания Великого князя Александра Михайловича о своем детстве.