Слезы в глазах Суворова

01 октября 2022 г. в 21:48

Источник www.orator.ru

Во время бесперецентного перехода суворовских войск через Альпы (пока Суворов был на Чертовом мосту) французские генералы Массена разбил корпус Римского-Корсакова, а Сульт опрокинул союзников русских - австрийцев. На всем театре военных действий в горах французам противостоял один Суворов со своей маленькой армией, измученной долгим переходом, лишенной продовольствия и артиллерии. Французы заперли выход из Мутенской долины, и русская армия оказалась в каменном мешке.

Суворов собрал совет: «Австрийцы нас предали. У Массены свыше 60 тысяч солдат, а у нас нет и полных двадцати. Идти назад – стыд! Это значит отступать, а русские и я никогда не отступали. Вокруг горы. Помощи ждать неоткуда. Одна надежда на Бога, другая – на величайшую храбрость войск. Нам предстоят труды величайшие в мире: мы на краю пропасти! Но мы русские! Спасите честь и достояние России и ее самодержца!» - с этим последним возгласом старый фельдмаршал встал на колени.

Багратион вспоминал: «Мы прямо остолбенели и все невольно двинулись поднять старца героя. У Александра Васильевича слезы падали крупными каплями. О, я никогда не забуду этой минуты! Меня трясла какая-то могучая сила. Я был в незнакомом восторженном состоянии, что если бы явилась тьма врагов, я готов был бы с ними сразиться. То же было со всеми, тут находившимися».

Вилим Христофорович Дерфельден, старший после Суворова, сказал: «Мы видим, что нам предстоит. Но ведь и ты знаешь нас, преданных тебе душой. Всё перенесем, не посрамим русского оружия! А если падем, то умрем со славою. Веди нас, отец! Мы русские!». - Клянемся в том перед Богом! – воскликнули все остальные.

Суворов слушал речь Дерфельдена с закрытыми глазами. Поднял голову, открыл заблестевшие глаза и начал отрывисто говорить: «Надеюсь! Рад!.. Благодарю! Разобьем врага, и победа над ним и над коварством будет!». Подошел к карте и стал объяснять диспозицию.

Итак, величайший русский полководец стоит на коленях перед своими подчиненными и слезы текут из его глаз. Это поражение или унижение?

Это - суворовская сила воодушевлять людей и делать из них победителей, чудо-богатырей. Эта сцена настолько воодушевила офицеров, до этого прекрасно отдающих себе отчет, что у них в перспективе либо смерть, либо плен, что они поверили в себя, воодушевили солдат, а армия вышла из окружения и нанесла французам сокрушительное поражение.

История, на мой взгляд, достойная того, чтобы рассказывать ее мальчикам.

  • Мужчина
  • Плач
  • Воспитание мальчика

Комментарии (1):

Гость, 24 сентября 2013 г. в 10:41
Удивительной душевности человек. Да будет жить в умах и сердцах его образ.

Материалы по теме:

Картинка к "«Мужчины не плачут» как педагогическое внушение детям"
12 мая 2014 г.
Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания — девочка, а не мальчик.
40Подробнее →
Картинка к "Когда в душе острая боль, или — Мужчины не плачут?"
01 янв. 2010 г.
Не все знают, но для мужчины плач - бессмысленен. Для женщин все по-другому: если у женщины горе и она поплакала, ей обычно становится легче, женщине плач помогает справиться с душевной болью. А у мужчин все не так, их горе и их боль плачем не облегчается, нет. Мужчины не плачут, потому что для них это обычно бессмыленно, и для того, чтобы оставаться мужчинами, то есть сильными и разумными людьми.
Картинка к "Ум полководца (Б.М. Теплов)"
01 окт. 2022 г.
Принято думать, что от полководца требуется наличие двух качеств - выдающегося ума и сильной воли (причем под словом "воля" разумеется очень сложный комплекс свойств: сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т.п.). Эта мысль совершенно бесспорная. Наполеон внес в нее новый важный оттенок: дело не только в том, что полководец должен иметь и ум, и волю, а и в том, что между ними должно быть равновесие, что они должны быть равны: "Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума". Дарования настоящего полководца он сравнивал с квадратом, в котором основание - воля, высота - ум.