Как Миша поставил бабушку в угол
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Эту ситуацию рассказала мне мама ребенка, просто чтобы поделиться и похвастаться. Они гордятся своим ребенком и тем, какие они родители.
Итак,
Мише скоро три года. Вот уже полгода, как он знает: если он хочет поплакать, это можно, но только так, чтобы не мешать взрослым. Он уже знает, что у них в семье вообще-то плакать и кричать не принято, но если он это хочет, нужно пойти в другую комнату и поплакать себе в специальном углу...
Все просто. Заплакал? Мама спокойно говорит: «Миша, ты заплакал и нам мешаешь. Пойди к себе в комнату и встань в свой угол, там ты можешь поплакать и нам не помешаешь. Как успокоишься, так и приходи к нам!» Миша сам идет, сам встает и сам выходит... Если выходит преждевременно, когда плач еще не прекратился, мама (или папа) напоминает: «Миша, ты еще не успокоился, нужно постоять еще!». Все в порядке.
А тут была интересная ситуация. Все родственники к подобной педагогической позиции давно готовы, помогают, и вот в гостях у бабушки Миша заплакал. И вдруг бабушка решила сымпровизировать, говорит: «Миша, давай я за тебя поплачу, а ты успокойся!» — и начала плакать вместе с ним. Далее произошло нечто, похожее на чудо: плач у Миши прекратился мгновенно, более того, возникло ощущение, что мгновенно высохли все его слезы. Но дело в том, что Миша не просто успокоился, он задумался — и вдруг говорит: «Баба — в угол!». Бабушка не ожидала такого поворота событий, но в угол пошла, потому как правила должны быть едины для всех. Постояла в углу, поплакала, через несколько минут, еще хлюпая, вышла. Ребенок внимательно посмотрел на бабушку и совершенно по-взрослому сказал: «Баба, ты еще не успокоилась, нужно постоять еще!» — и указал рукой на угол...
Похоже, он был собой просто горд. Он стал уже совсем взрослым, он стал уже Хранителем Правил!
Комментарии
Уточняю. Семья прекрасная, родительство осознанное. Ребенка хотели, ждали, любят — дай бог всем быть такими внимательными родителями! Это мои дистантники, упражнение «Хорошо» они сдали на отлично, дурных настроений у них не бывает и на детей они не срываются. Это правда: никогда не срываются.
«Пойти в угол» — в этой семье не наказание, а правильное место для нормального дела: « поплакать» . Пописать — в туалет. Поплакать — в угол. А почему в другую комнату? — Потому что в комнате, где кто-то разговаривает, а кто-то плачет — от плача становится шумно, разговаривать неудобно и должно быть что-то одно. Как только ребенок перестанет плакать и обратится к родителям нормально, без плача (то есть без давления) — его сразу же выслушают и что можно и разумно, то сделают.
В «пожалеть» — здесь не играют, здесь все люди разумные и взрослые, и к ребенку относятся как ко взрослому человеку, уважаемому члену уважаемой семьи. Ребенок веселый, позитивный, контакт с родителями — великолепный. Плачет — редко, хотя три года — действительно, как раз тут начал пробовать родителей на устойчивость... Можно назвать это и кризисом.
Какая воспитательная цель (дальнего действия), которую преследует введение данных правил?
Целей здесь много. За этим стоит целая воспитательная система, имя которой — синтон-подход. В первую очередь — цель приучить ребенка к тому, что в жизни есть правила. И приучить к следованию правилам не как к чему-то внешнему и давящему, а внутреннему и естественному. В теле есть позвоночник, а в жизни есть правила.
Итак, цели:
- Приучить ребенка к тому, что в семье главный не он, а правила. Кстати, смотри Правила для ребенка
- Приучить ребенка к тому, что родители — тоже люди, и нужно думать и об их удобстве тоже.
- Приучить ребенка управлять своими эмоциями, уметь прекращать свой нахлынувший плач.
- Приучить ребенка внятно формулировать, что он хочет, чтобы другие об этом не гадали. Что-то хочешь — скажи.
- Приучить ребенка к цивилизованным формам решения разногласий. Что-то хочешь — скажи, обсудим, а давить слезами и эмоциями нельзя.
Для начала — так.