Жалость и готовность пожалеть — это хорошо?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Жалость — сострадание к милым, малым и больным (несчастным). Жалость — боль при виде несчастья другого и непреодолимое, до боли, желание помочь тому, кому плохо (частая разновидность жалости — сентиментальность, склонность без включения ума переживать по поводу слабых и обездоленных).
Именно болью, душевной болью, жалость отличается от готовности помочь. Спокойная, деловая помощь — деловая и без боли. А за жалостью всегда стоит боль. Собственно, человек потому так и рвется помочь, что у него самого в душе больно от того, что он видит, и ему трудно эту боль терпеть. И чтобы избавиться во многом от собственной боли, он хочет помочь.
Готовность помочь — отношение взрослый-взрослый.
Жалость — отношение ребенок-ребенок.
Просить жалобно — просить помощи и сострадания, из позиции ребенка, а желание, чтобы тебя пожалели — проявление беспомощности. Любопытной разновидностью жалости является жалость к себе. Жалость к себе — очень энергоемкое переживание. Когда люди себя жалеют, на это обычно уходит сил и энергии больше, чем требуется для того, что просто поправить ситуацию: поставить цель и предпринять шаги к ее осуществлению. См.→
В отношении к жалости сильны гендерные стереотипы. Девочки любят, когда их жалеют, мальчики, если их воспитывают как мужчин, проявление жалости к себе обычно не терпят. Для них это — унижение.
Дать однозначную оценку жалости затруднительно. С одной стороны, культура жалости — защита от жестокости. Если вы кого-то любите, вы в трудной ситуации его пожалеете и не будете добивать. С другой стороны, нужно отличать жестокость и безжалостность. Жестокость в отношении своих — дурно, безжалостность в отношении своих — часто и нормально, и хорошо. Разумная безжалостность к детям воспитывает в них самостоятельность и уверенность в своих силах.
Воспитание жалости, приучение к готовности пожалеть слабого и беззащитного — традиционный способ воспитания нравственности для людей эгоистичных, безразличных (равнодушных) к окружающим, для тех, кому свойственно забота только о себе. Если привить человеку боль при виде страдания других, он, скорее всего, остановится в своей жестокости. Но нужно учитывать, что приучение к жалости, это воспитание нравственности через инвалидизирование человека, формирования ему больных точек в душе. Другой способ воспитания нравственности — через возвышение ценностей человека, через воспитание у него любви и порядочности.
Вместо жалости можно уделить внимание и переживание проблемы превратить в работу над ошибкой. См.→
Вместо жалости можно просто спокойно, по-деловому помочь.
Если человек живет в естественной и умной любви и заботе о жизни, себе и окружающих, жалость ему не нужна, и он не унижает ею окружающих. «Плакаться в жилетку» — да, это позиция Жертвы. Если пару минут и с юмором — когда-то это можно, а чтобы часто и всерьез — нет, взрослые и сильные люди этого не позволяют. И суть не в том, чтобы запретить выражать свои чувства и не доверить свои страдания, а в том, чтобы не опускаться до негативных чувств и тяжелых страданий. Всегда держать внутреннее Хорошо — это норма жизни.
Уронил игрушку
Ситуация от Ласкера
Едем в машине. Родители впереди, сзади я и Саша в детском сиденьи. Вдруг слышу: «Хнык... хнык». А папа, даже не оборачиваясь, говорит: «Ласкер, Саша игрушку уронил, подними, пожалуйста».
Вместо ожидаемого женского: «Сашенька, что у тебя случилось? Что ты так плачешь?» — с жалостливыми интонациями и глазами.
«Хнык-хнык» — можно назвать и «манипулятивным плачем», но, наверное, точнее рассматривать как запрос о помощи на доступном ребенке языке, т.к. словами он пока не научился.
Родители Сашку не жалеют. Он НЕ жертва, а такой же человек, только чуть моложе. А внимания и заботы он получает предостаточно.
Жалость в отношениях мужчины и женщины
Жалость подталкивает женщину заботиться о человеке, с которым связываться нельзя.